Пандемия коронавируса сделала невыполнимыми планы российского правительства потратить на ускорение экономического роста 25,7 трлн рублей до 2024 года. Сейчас власти сосредоточатся на том, чтобы смягчить обвал доходов населения, а к инвестиционным планам вернутся не ранее 2022 года, считают экономисты.

Всего через несколько недель после голосования по поправкам в Конституцию, позволяющим действующему президенту остаться во главе страны до 2036 года, Владимир Путин решил пересмотреть сроки реализации нацпроектов. Они были предложены президентом два года назад и подразумевали вливание в экономику 25,7 трлн рублей до 2024 года. Это должно было позволить ей обойти по темпам роста глобальную экономику, а стране — обогнав Германию, войти в пятерку крупнейших стран по ВВП на душу населения по паритету покупательской способности.

Пандемия коронавируса поправила эти планы. В понедельник Путин предложил продлить сроки достижения целей по нацпроектам до 2030 года. «Мы обязательно должны учитывать новые факторы и обстоятельства... особенно связанные и с эпидемией, и с последовавшими экономическими реалиями, экономическим кризисом, теми тенденциями, которые развиваются сейчас и в глобальной экономике, и у нас в стране», — сказал президент.

«Распространение коронавируса, его последствия для мировой экономики и для нашей страны, с одной стороны, подтолкнули развитие отдельных сегментов рынка, а с другой — создали новые ограничения, замедлили экономический рост, сократили доходы консолидированного бюджета», — поддержал премьер-министр Михаил Мишустин.

Вместо дорогих строек — спасение доходов населения Ненефтегазовые доходы бюджета упали из-за эпидемии, и правительство было вынуждено переориентироваться с долгосрочных инвестиционных проектов на антикризисную программу: прямые выплаты пострадавшим, дотации регионам, социальные пособия семьям с детьми, перечисляет главный экономист Газпромбанка Сергей Коныгин. Экономика России в этом году упадет как минимум на 4%, и заложенные в нацпроекты цели — в частности, войти в пятерку крупнейших экономик по ВВП на душу — автоматически стали невыполнимы, говорит он: неудивительно, что президент поручил их скорректировать. Правда, в будущем войти в пятерку крупнейших экономик Россия все же сможет, считает Коныгин: ВВП падает в России и в других странах-конкурентах примерно одинаково.

Вызванный пандемией коронавируса и падением цен на нефть кризис уже съел минимум год экономического роста, оценивает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. А по уровню доходов Россия из-за кризиса откатывается назад еще больше, чем по динамике ВВП: если к началу 2020 года реальные доходы россиян были на 10% ниже уровня 2013 года, то к концу будут ниже уже на 15%, замечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

До пандемии предполагалось, что нацпроекты запустят инвестиционный рост, создадут рабочие места, а это, в свою очередь, ускорит рост доходов населения. Если 20 лет назад 15% суммарных доходов россиян обеспечивали социальные трансферты и 15% — доходы от предпринимательства, то сейчас они дают соответственно 22% и 6-7%, говорит Орлова — этот рост доли господдержки хотели купировать. Теперь же власти оказались под таким грузом социальных обязательств, что уйти от их прямого финансирования будет трудно, рассуждает эксперт, и это лишь усилит зависимость доходов населения от социальных выплат.

Если раньше деньги планировалось направлять в инвестиции, то сейчас нацпроекты, вероятно, будут финансироваться исходя из того, насколько они способствуют росту уровня жизни, например, поддержке занятости, полагает Орлова.

Реальные доходы в этом году упадут на 6% год к году, а в следующем году их динамика будет околонулевой, прогнозирует Коныгин: рост доходов возможен не ранее 2022 года. В следующем году доходы населения все же должны вырасти, считает Орлова. Но если в этом они упадут на 5%, то до докризисного уровня не восстановятся и за два года. А преодолеть 15%-ный отрыв от уровня 2013 года теперь даже к 2030 году — цель очень амбициозная, рассуждает эксперт.

Когда власти вернутся к нацпроектам До пандемии коронавируса, по расчетам Коныгина, ожидалось, что национальные проекты, особенно строительство инфраструктуры, будут вносить 0,6-0,8 п.п. в ежегодный прирост ВВП. Теперь часть дорогих и долгих строек отложена, а расходы бюджета направлены на компенсацию сокращения реальных доходов населения, поскольку в этом году, прежде всего, упадут доходы от предпринимательства и оплата труда. Поскольку формирование бюджета вернется на докризисные условия не раньше 2022 года, то и к дорогостоящим инвестпроектам власти вернутся не раньше, рассуждает эксперт. Не раньше этого срока, по его мнению, возможен и возврат экономического роста, основанного на инвестициях. К тому же частный бизнес из-за кризиса тоже пока не проявляет интереса к тому, чтобы финансировать часть нацпроектов.

В ближайшие два года повестку будет определять национальный план поддержки экономики, а не нацпроекты, считает Табах. Хотя программу нацпроектов растянут еще на шесть лет, ее, скорее всего, при этом увеличат, рассуждает он. Однако не стоит рассчитывать, что нацпроекты существенно ускорят экономический рост, предупреждает эксперт: в таких программах он, как правило, не «двугорбый» а «одногорбый»: потратили — ВВП вырос, а дальнейшее влияние на него минимально. Подобные меры помогают в кризис, когда падают частные инвестиции и потребление, но они не должны быть основным источником экономического роста в мирное время, добавляет он.