В 2020 году российская экономика должна была вырасти на 1,2%, прогнозировал Всемирный банк. А в итоге ВВП РФ рухнул, как говорится в среднесрочном прогнозе Центрального банка, на 4-5%.

В новом году, по оценке ЦБР, российская экономика вырастет на 3-4%. Прогноз Международного валютного фонда (МВФ) менее оптимистичен — 2,5% (в прошлом прогнозе фонда фигурировала цифра в 2,8%).

По просьбе АиФ. ru экономист, президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич выделил факторы, которые в 2021 году могут тормозить рост российской экономики.

Новые антироссийские санкции

Идут годы, а этот фактор влияния на российскую экономику не меняется. В 2021 году санкционная политика в отношении нашей страны вряд ли изменится. Все-таки в США — главном лоббисте антироссийских ограничений — сменился лидер. Демократ Джо Байден в интервью телеканалу CBS назвал Россию «главной угрозой» Штатам на мировой политической арене.

«„Один лишь дедушка Дональд хороший был вождь“, — такое мнение сейчас крайне распространено среди российской общественности, и это не случайно. Президенты-демократы исторически придерживались глобалистской повестки и были более сложными визави для России. Это значит, что США, вероятно, продолжат санкционное давление на Россию: уже введены санкции против газопроводов „Северный поток — 2“ и „Турецкий поток“. Вероятно, дальнейшее давление может коснуться ограничения листинга российских компаний в США. Возможны новые санкции против российского госдолга и российских банков. Все это негативно для рубля и российских акций (в моменте можем увидеть падение на 5-10%)», — говорит Манкевич.

Сырьевое ралли

Нефтяной фактор еще старше санкционного. Куда цены на углеводороды, туда рубль и российская экономика: наш бюджет по-прежнему верстается исходя из стоимости барреля.

«Если посмотреть на Bloomberg Commodity Index, то можно увидеть, что сейчас цены на сырье находятся на уровне 1999 года», — замечает Манкевич.

В 2020 году нефтяные котировки рухнули из-за пандемии COVID-19, когда по всему миру вводились ограничения, предприятия простаивали, а люди сидели по домам. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) ухудшила прогноз по спросу на углеводороды в 2021 году: с 96,26 миллиона до 95,89 миллиона баррелей в сутки.

«Но в перспективе следующих пяти лет мы увидим рост цен на сырье: нефть, газ, уголь, алюминий, медь, сталь. Причина тому рекордный рост денежной массы и назревающий циклический поворот в сырье. В 2021-2022 рубль и российский рынок акций станет одним из лучших в мире для целей инвестиций, если нас не подкосят новые санкции и геополитические вызовы», — предупреждает эксперт.

Высокая инфляция

В прошлом году в мире напечатали очень много денег: на Западе раздали много «вертолетных денег», Россия также использовала экзотичные формы монетарной политики: у нас госбанки покупали облигации федерального займа (ОФЗ), а Фонд Национального благосостояния (ФНБ) покупал долю Сбербанка у Центробанка.

«Такие кульбиты привели к увеличению денежной массы и инфляции, и в 2020 году уже все успели увидеть рост цен, но он был не таким сильным, как в 2014 году. Почему? Его сдержало падение реальных доходов населения. В 2021 году наша экономика начнет восстанавливаться, и это может разогнать рост цен до 5-7%, а по отдельным позициям продуктов питания — до 10-12%. При этом тенденция к росту цен может оказаться затяжной, причем не только в России, но и на Западе», — предупреждает Виталий Манкевич.

Пузырь на рынке недвижимости

2020 год стал годом застройщиков, банков и риэлторов. Казалось бы: доходы населения падают, экономика падает, а недвижимость дорожает. В столице, например, стоимость новостроек достигла исторического максимума: стоимость жилья в границах «старой» Москвы подскочила на 17%, в Новой Москве — еще сильнее, на 26%.

А дорожала первичная недвижимость (а следом за ней и вторичка) из-за программы льготной ипотеки, которую правительство ввело для поддержки застройщиков. Все желающие пошли покупать жилье на заемные деньги, тем более ставки по вкладам опустились до рекордного минимума, граждане массово забирали накопления из банков, используя их для первоначального взноса по ипотеке. По данным Центробанка, за неполный 2020 год финансовые организации выдали населению жилищных кредитов на 3,2 триллиона рублей. Например, в октябре объемы выдачи оказались на 101% больше, чем за аналогичный период 2019 года.

«Возросший спрос поднял цены. Но кто будет покупать завтра, если почти все, кто хотел, купили сегодня? Поэтому в 2021 году спрос будет постепенно снижаться, особенно после ожидаемой отмены льготной ипотеки 1 июля 2020. Это приведет к постепенному снижению цен в реальном выражении», — говорит Манкевич.

При таком раскладе финансовое положение строительных компаний, получивших сверхприбыли в 2020 году, может ухудшиться. Плюс ко всему есть риск, что граждане, набравшие ипотечных кредитов, не справятся с долговой нагрузкой. Тогда им придется продавать недвижимость. Есть таких граждан будет много, цены рухнут — предложение превысит спрос.