Впервые с сентября 1998 года суверенный рейтинг России снижается — оценив антикризисные меры правительства, состояние международных резервов и потребности экономики в финансовой поддержке, агентство Standard & Poors понизило рейтинг с BBB до BBB, сохранив негативный прогноз. S&P считает неизбежным дефицит бюджета в 2009 году в 2,5% ВВП, критикует "управляемую девальвацию" рубля, сомневается в достаточности резервов ЦБ и Минфина и советует Белому дому поискать ресурсы в "Газпроме", платящем слишком мало налогов.

Антикризисные планы правительства, одобренные в октябре и ноябре 2008 года, а также действия Банка России по управлению курсом рубля получили жесткую оценку одного из трех мировых рейтинговых агентств - Standard & Poors. 8 декабря суверенные кредитные рейтинги РФ по краткосрочным и долгосрочным валютным заимствованиям снижены на одну ступень - с BBB до BBB. Долгосрочный рейтинг по рублевым заимствованиям снижен с A- до BBB , краткосрочный рейтинг в национальной валюте подтвержден на уровне A2. Прогноз по всем рейтингам оставлен негативным. Вчера же S&P начало понижение рейтингов несуверенных заемщиков — снижены рейтинги Москвы, Санкт-Петербурга, ВЭБа, ФСК, "Транснефти".

Кредитный аналитик S&P Фрэнклин Гилл в достаточно жесткой форме объяснил вчера причины снижения рейтинга — это сокращение международных резервов на $128 млрд (это 74% потребности экономики РФ во внешнем финансировании в 2009 году), ухудшение ситуации с платежным балансом, курсовая политика ЦБ последних недель. "Управляемая девальвация" ЦБ, по словам господина Гилла, ведет к быстрому сокращению резервов, оно же, в свою очередь, препятствует "более существенному ослаблению курса рубля, увеличивает возможность скачков обменного курса позднее, когда объем международных резервов уменьшится, что приведет к гораздо более серьезным последствиям для частного сектора".

Угрозы снижения платежеспособности России S&P оценивает в макроэкономических терминах. По расчетам агентства, ВВП РФ в реальном исчислении будет в 2009 году, "вероятно", падать, а дефицит бюджета после снижения налогов, цен на сырье и ослабления экономики, также "вероятно", составит 2,5% в 2009 году и 4% в 2010 году. Общие потребности России для покрытия бюджетного дефицита и рекапитализации банковской системы ("без учета возможного скачка цен на нефть") составят 14% ВВП. В S&P констатируют, что средства, которые для этого достаточны, сейчас находятся в двух суверенных фондах — резервном фонде и фонде национального благосостояния (на 1 декабря — 5,76 трлн руб., около 13% прогнозного ВВП 2008 года), явно намекая на то, что никуда более эти средства тратить не стоит — во избежание дальнейшего снижения рейтинга.

"Все к тому и шло. Когда нефтезависимая страна из $140 за баррель попадает в $40 за баррель, что же удивляться, что риски в отношении нее резко пересматриваются?" — констатирует Юлия Цепляева из Merrill Lynch. "То, что рейтинг снижен, означает, что кризис наконец докатился и до нас. Когда в России образуется дефицит бюджета и торгового баланса (см. стр. 2.— "Ъ"), рейтинг будет снижен еще раз. Впрочем, если цены на нефть в 2009 году подрастут, останется на прежнем уровне",— пояснил ситуацию Сергей Улатов из представительства Всемирного банка в России.

Непосредственно снижение рейтинга на финансовое рынки влияния практически не окажет. По словам старшего экономиста Альфа-банка Натальи Орловой, "текущее понижение рейтинга уже заложено в котировках еврооблигаций РФ". "После решения последуют понижения рейтингов банков, которые будут мотивированы высоким уровнем кредитных рисков. Вот это может вызвать большее влияние на котировки банковских бондов",— говорит она. По ее мнению, во многом ситуация будет зависеть от того, как поведут себя два других агентства — Fitch и Moodys. Moodys традиционно менее критично к России, чем S&P.

Поскольку долгосрочные займы РФ на рынке невозможны, снижение рейтинга во многом — независимая оценка действий правительства и ЦБ, и в S&P этого, в общем, не скрывают. Так, в сообщении агентства о снижении рейтинга, в частности, дипломатично указывается: "Россия имеет преимущества с точки зрения финансовой гибкости доходов. В частности, газовая отрасль остается отраслью с низкими налогами и может быть источником более высоких доходов".

Даже осторожное предложение S&P рассмотреть вопрос о росте налогообложения "Газпрома" вызывает протесты у аналитиков госструктур.

Так, по мнению начальника отдела инвестиционной стратегии аналитического управления "ВТБ Капитал" Ивана Иванченко, ""Газпром" — корпорация для инвесторов, там сейчас идет реформа газовой отрасли. Любое изменение налогообложения только отпугнет от нее тех, кто готов вкладываться. Не надо этого делать!". Изменения рейтинга S&P господин Иванченко вообще считает "несправедливым", полагая, что оно — часть общей нацеленности рынка на "негатив". "Нельзя недооценивать то, что делают крупные игроки для спасения своих экономик",— говорит аналитик.

Впрочем, действия S&P — скорее принципиальная позиция, чем недооценка действий правительства Владимира Путина в экономике. 23 октября ("Ъ" писал от этом 24 октября) агентство уже снижало прогноз рейтинга России на негативный, предупреждая о риске снижения международных резервов и опасности трат фонда национального благосостояния через ВЭБ на перекредитование российских компаний.

По данным "Ъ", в правительстве снижение рейтинга вчера обсуждалось — после снижения вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин был вызван к премьер-министру Владимиру Путину в Белый дом. Содержание их беседы неизвестно, но новых заявлений об антикризисных мерах не последовало. Последний раз антикризисные меры обсуждались у Владимира Путина 5 декабря — впрочем, их результаты так и не были объявлены. Участники совещания у Владимира Путина сообщили корреспонденту "Ъ", что в пятницу обсуждались решения сразу по нескольким вопросам. Рассматривалась возможность изменить принцип образования всех регулируемых тарифов госмонополий (см. стр. 2), кроме того, обсуждалась возможность сокращения всех действующих ФЦП на 15% за счет экономии на предположительно дешевеющие стройматериалы. Предлагалось также в среднем на 30% заморозить финансирование строек и объектов в первом квартале 2009 года.

Радикального изменения ситуации эти меры вызвать не могут. Впрочем, другие пункты повестки дня тоже вряд ли понравились бы S&P. По данным "Ъ", правительство обсуждало новый порядок налогообложения "челноков", упрощенный режим антидемпинговых расследований и упрощение порядка изменения таможенных пошлин, ограничение импорта мяса, рост уставного капитала "Росагролизинга" и сокращение квот на импорт мигрантов. Все это укладывается в логику протекционистской защиты рынков — вместо ожидаемых S&P смены политики ЦБ, структурных реформ, улучшения инвестзаконодательства.

КоммерсантЪ