«Здравствуйте, Алексей Нестерович. Вас беспокоит следователь из отдела экономических преступлений (имя, фамилия). Нам поступила информация из банка, что ваш племянник пришел в банк с нотариальной доверенностью и хочет снять деньги с вашего счета», — спокойным тоном рассказал мужчина, позвонивший нашему читателю Алексею.

У Алексея есть племянники, но доверенность на них молодой человек не оформлял, о чем и сообщил «следователю из отдела экономических преступлений». На том конце провода отчеканили: «Тогда у меня плохие новости. Это мошенники, они хотят украсть ваши деньги, нужно перевести их на безопасный резервный счет». Наш читатель поинтересовался, в какой банк пришел его «племянник», следователь назвал крупнейшую финансовую организацию нашей страны, но вот незадача: у Алексея нет там счета. Пришлось раскланяться и повесить трубку.

Конечно же, молодому человеку звонил не следователь, а мошенник. По данным компании-разработчика в области кибербезопасности Bi.Zone, аферисты стали вдвое реже представляться сотрудниками службы безопасности банка, так как граждане уже наизусть знают эту схему обмана. Теперь злоумышленники прикидываются сотрудниками правоохранительных органов. Если в июле прошлого года было зафиксировано 768 звонков из «Следственного комитета», то в апреле этого года — в семь с лишним раз больше: 5643.

«Мошенники регулярно проводят работу над ошибками и выбирают схемы, приносящие максимальную прибыль. Вследствие такого отбора звонки от службы безопасности сегодня не в тренде и, можем надеяться, скоро совсем останутся в прошлом», — рассказал РИА Новости директор блока экспертных сервисов Bi.Zone Евгений Волошин.

Как пояснил «Российской газете» заместитель руководителя Главного следственного управления СК по Москве Сергей Ярош, все проверочные и следственные мероприятия проводятся исключительно в подразделениях ведомства. Об этом граждан извещают в письменном виде (в документе указан его статус, основание для вызова и место и время проведения мероприятия).

«Кроме того, следователь имеет служебное удостоверение, которое по требованию может быть предъявлено гражданину для подтверждения данных о должностном лице следственного органа ГСУ СК России по Москве», — добавил он.

Сотрудники правоохранительных органов не допрашивают граждан по телефону, не уведомляют о попытке мошенников похитить их деньги и тем более не предлагают перевести накопления на некий резервный счет.

Почему мошенники больше не просят данные карты?

Кстати, о резервном счете. Раньше злоумышленники использовали эту схему не так часто: им было проще получить данные банковских карт своих жертв и тут же опустошить их. Но и этот способ обмана теперь не знает разве что ленивый. А уловка с резервным счетом пока что работает. В нее, например, поверила жительница Павловского Посада. С женщиной связался сотрудник «Следственного комитета», сообщил, что прямо сейчас к ее банковским картам получили доступ три мошенника и деньги нужно срочно перевести на безопасный счет. Жительница Подмосковья перевела на него почти 700 тысяч рублей.

Понятно, что этот счет никакой не безопасный, а принадлежащий мошенникам. Гражданин сам переводит деньги злоумышленникам, и вернуть их потом очень сложно.

Даже если вам звонят с номера вашей финансовой организации или полиции, сообщают о краже денег и просят перевести остаток на другой счет, вежливо попрощайтесь, повесьте трубку и свяжитесь со своим банком по номеру, указанному на вашей карточке (или официальном сайте финансового учреждения). Важно: ни в коем случае не перезванивайте на тот номер, с которого вам только что звонили. Современные технологии позволяют мошенникам подделывать любые номера.

Когда свяжетесь со своим банком, уточните, правда ли, что с вашего счета кто-то пытался увести средства, и расскажите о поступившем звонке.