В истории «чудесного спасения» Аркадия Бабченко больше вопросов, чем ответов. А западные общественные деятели и политики почувствовали себя идиотами.

После триумфального появления на пресс-конференции главы СБУ воскресшего журналиста Аркадия Бабченко, многие на Украине, в России, да и в других странах мира задаются вопросом — а что вообще это было?

За пригоршню долларов

Согласно официально озвученной версии Службы безопасности Украины, разоблачен целый российский заговор, в рамках которого планировалось совершить несколько десятков террористических актов и убийств, и расправа над Бабченко должна была стать лишь «пробой сил».

Эффектное появление живого журналиста на некоторое время отвлекло аудиторию от главного вопроса — а какие, собственно, доказательства есть у украинских спецслужб?

На пресс-конференции глава СБУ Василий Грицак сообщил, что спецслужбами была получена информация о том, что некий Г., гражданин Украины, предложил своему знакомому — бывшему участнику АТО — совершить убийство Аркадия Бабченко за денежное вознаграждение в размере 30 000 долларов. Украинским спецслужбам удалось склонить потеницального исполнителя к сотрудничеству, после чего его дальнейшее общение с заказчиком велось под их контролем. В этой ситуации инсценировка убийства предполагаемой жертвы — распространенный прием для того, чтобы зафиксировать причастность заказчика к преступлению.

Чуть позднее пресс-центр СБУ сообщил: «Следователями СБУ подготовлено подозрение организатору преступления в пособничестве на заказ российских спецслужб к совершению террористического акта, применении оружия, совершении взрыва и иных действий, которые создавали опасность для жизни или здоровья человека с целью нарушения общественной безопасности и устрашения населения, которое могло привести к гибели человека, то есть в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14, ч. 5 ст. 27, ч. 3 ст. 258 Уголовного кодекса Украины».

Двое считают деньги

Известно, что заказчик Г. задержан правоохранительными органами Украины.

И вот тут начинаются вопросы, главный из которых — а при чем здесь вообще Россия?

Как правило, при осуществлении таких операций, когда раскрывается информация, что предполагаемая жертва жива, демонстрируются и кадры задержания заказчика.

На пресс-конференции СБУ действительно была продемонстрирована запись, сделанная скрытой камерой. На ней два человека, лиц которых не видно, пересчитывают деньги, и говорят о некоем «инструменте», который предполагаемый заказчик должен передать исполнителю. Также мелькнула фраза о том, что «два инструмента» уже готовы.

К сожалению, данное видео не доказывает вообще ничего, даже самого факта подготовки заказного убийства. С таким же успехом два человека могли обсуждать ремонт в квартире и его оплату.

Как правило, подобные видео снимаются для того, чтобы заставить заказчика вслух говорить об условиях совершения преступления. Возможно, нечто подобное у СБУ есть, и просто еще не продемонстрировано. Но сам факт передачи денег от одного человека другому — это просто картинка, и ничего более.



Зачем киллеру фото 16-летней давности?

Был на пресс-конференции и еще один более чем странный момент. Аркадий Бабченко заявил следующее: «Все доказательства очевидны. Ко мне пришли месяц назад, люди сказали, что есть на тебя заказ, уже переданы деньги — 40 тысяч долларов. Показали мои паспортные данные, мои документы, мою фотографию, которая есть только в моем паспорте, когда я ее делал в 25 лет и в паспортном столе. Стало понятно, что информация идет из РФ. Стало понятно, что информация идет, видимо, из государственных служб. Добыть эту информацию могли только спецслужбы».

История про фотографию из паспорта, которую могли добыть только российские спецслужбы, конечно, впечатляет.

Во-первых, за многие годы Аркадий Бабченко неоднократно вступал в договорные отношения с различными СМИ, возможно, брал кредиты — короче, копии с его паспорта должны были делаться неоднократно.

Во-вторых, и это куда более важно — а зачем вообще исполнителю убийства нужна была фотография 25-летнего Бабченко, если сейчас ему 41 год? Фотографиями журналиста переполнен интернет, так что для получения его изображения сложных комбинаций не требуется. Да и вообще, чем данные российского паспорта могут помочь исполнителю преступления, которое должно было случиться в Киеве?

«Если фотография из паспортного стола — единственное доказательство, то это очень идиотский аргумент» На эту явную несостыковку обратил внимание даже такой ярый ненавистник нынешней российской власти, как Альфред Кох, написавший на своей странице в Facebook: «Если СБУ в результате этой инсценировки не предъявит реальных доказательств участия спецслужб России в подготовке убийства Бабченко, то вреда от этого спектакля будет больше, чем пользы... Эта рискованная игра со стороны украинских спецслужб может кончиться так же, как толстовская история про «волки-волки». Если фотография из паспортного стола — единственное доказательство причастности российских спецслужб, то это очень идиотский аргумент: интернет наводнен фотографиями Бабченко, которые, разумеется, намного аутентичнее черно-белого снимка анфас с напряженной рожей (как все мы снимаемся на паспорт)».

А других доказательств участия России в предполагаемом преступлении не было предъявлено вообще. При этом факт раскрытия информации о том, что Бабченко жив, свидетельствует о том, что все лица, которые СБУ считает причастными к делу, задержаны.

Опять-таки, возможно, они есть. Но, как правило, когда спецслужба государства заявляет о раскрытии крупного заговора, в котором замешана другая страна, на стол логично выложить «убойные» доказательства.

В данном случае не предъявили даже покаянных слов пресловутого гражданина Г., не говоря уже о весомых доказательствах его контактов с сотрудниками российских спецслужб.

«Первое впечатление — провокация, организованная весьма неэстетично»

Издание «Страна.ua» опубликовало комментарий адвоката Евгения Солодко: «Сейчас адвокаты нашей фирмы работают с «организатором убийства» Аркадия Бабченко. Первое впечатление — провокация, организованная весьма неэстетично. Попытка «закошмарить» подзащитного сразу не удалась, а дальше будем разбираться».

Если исходить из слов адвоката, то предполагалось, что признания Г. в связи с российскими спецслужбами все-таки будут. Однако гражданин сознаваться не захотел, и главе СБУ пришлось выходить к прессе с тем, что есть.

Почему гражданин Г. не желает сотрудничать? Ну так ведь на той же пресс-конфенции господин Грицак заявил: «Российскими спецслужбами была поставлена еще одна задача для гражданина Г. Это нелегальная закупка за счет российских спецслужб оружия и боеприпасов для закладки баз с оружием и боеприпасами на территории центральной части Украины». Речь идет о заказе 300 автоматов Калашникова, сотен килограммов взрывчатки, значительного количества патронов, минометных мин и многое другое.

Это вам уже не «заказ» журналиста, это масштабная террористическая деятельность, которая попахивает пожизненным заключением. Неудивительно, что признавать подобное задержанный не рвется.

Грицак также заявил, что заказчик передал исполнителю целое досье на Бабченко через «телефонный мессенджер». В этом досье, добавил он, есть личные данные Бабченко, данные о банковских картах, данные о членах семьи журналиста и другие персональные данные.

И снова вопрос — а зачем простому исполнителю столько сложной информации, если достаточно всего пары адресов? Речь ведь идет о ветеране АТО, а не о Джеймсе Бонде? Или российские спецслужбы, готовившие серию масштабных терактов в Киеве, при этом не могли установить точный адрес проживания одного-единственного журналиста, переложив эту задачу на случайно нанятого киллера?

Как Грицак Францию от терактов спасал: чем закончилось громкое дело 2016 года

В новейшей истории СБУ уже были примеры распиаренных на весь мир дел, оборачивавшихся конфузом. В июне 2016 года Василий Грицак заявил, что СБУ удалось предотвратить «серию из 15 терактов, которые планировались на территории Франции во время проведения Евро-2016».

Утверждалось, что некий гражданин Франции, прибывший на Украину под видом волонтера, приобрел автоматы, патроны, гранатометы, 125 килограммов тротила. Разумеется, сделка проходила под контролем СБУ, и злоумышленник был задержан при попытке выехать во Францию.

Проблема, однако, состояла в том, что информацию СБУ не подтвердила Франция. Спецслужбы этой страны заявили, что им ничего не известно о некоей группе, готовившей теракты.

Как выяснилось, оружие французу продавал агент СБУ, бывший боец украинского батальона «Азов» Михаил Зубов.

Зубов, главный свидетель обвинения, в 2017 году покончил с собой. А само дело, шедшее на Украине без всякого внимания со стороны Франции, тихо завершилось приговором 21 мая 2018 года. Грегуар Муто, как зовут гражданина Франции, был осужден на шесть лет лишения свободы за подготовку терактов и контрабанду оружия.

При этом суд отказался квалифицировать его действия как групповые, то есть совершенные по предварительному сговору группой лиц, ввиду отсутствия у Муто сообщников.

«Очень опасно для правительств играть с фактами»: на Западе почувствовали себя идиотами Удивительно, но завершение громкой истории со «спасением Франции от терактов» практически совпало по времени с разоблачением предполагаемых «убийц Бабченко».

На Западе, кстати, от маневров СБУ вокруг смерти и воскрешения Аркадия Бабченко не в восторге.

Генеральный секретарь организации «Репортеры без границ» Кристоф Делуа заявил: «Репортеры без границ выражают свое глубокое возмущение после вскрытия манипуляции Службы безопасности Украины, сделавшей новый шаг в информационной войне. Всегда очень опасно для правительств играть с фактами и также использовать журналистов для фейковых историй».

Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Арлем Дезир получил информацию о том, что Бабченко жив, в тот момент, когда готовился вылетать в Киеве по его делу. «Я осуждаю решение распространять ложную информацию о жизни журналиста. Государство обязано предоставлять правильную информацию общественности», — написал он в соцсети.

А ведь есть еще и одураченные государственные деятели, такие, как президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, успевший заявить о том, что его «потрясла печальная новость», и потребовавший самого тщательного расследования убийства.

Понятно, что украинским политикам не привыкать участвовать в цирковых представлениях. А вот западные деятели свою репутацию ценят, и очень не любят выглядеть идиотами.

Сам воскресший опубликовал первую запись в соцсети после «чудесного спасения». «Не дождутся. Я обещал умереть в девяносто шесть лет, станцевав на могиле Путина и сделав селфи на Абрамсе на Тверской? Я постараюсь это сделать. Видимо планида такая, воскресать каждые четыре года. Господи, как же умирать-то надоело», — пишет Бабченко. Говорят, что некоторые люди, пережившие смерть, кардинально меняются. Но это явно не тот случай.