Как утверждает современная сомнология, сны видят абсолютно все. Но большая часть снов забывается ещё до момента пробуждения. Мир сна может быть похожим на мир дневной яви, а может и разительно от него отличаться.

Некоторые считают, что во сне душа покидает земное тело и улетает в другие, параллельные миры, в которых путешествует в специально созданном для такого случая теле сновидений. Другие полагают, что сны - загадочное дыхание потустороннего, которое проникает в сознание спящего и пытается воздействовать а него. Третьи думают, что сновидения живут в нашей обычной реальности, но вывернутой наизнанку.

Хотя не многие любят пересказывать свои сновидения, и мало кто серьёзно работает со своими сновидениями, большинство с интересом готовы выслушать чужой сон, как-то применить его к себе, пережить, испугаться, и обсудить, что же этот сон означает. Разнообразные сонники, толкующие смысл тех или иных образов сна, существуют сотни, а может, и тысячи лет. Беда в том, что смысл одних и тех же символов в разных сонниках объясняется совершенно по-разному. Например, общеизвестный архетипический символ, лабиринт, может трактоваться и как символ запутанной и опасной жизненной ситуации, и как знак неудовлетворённости и топтания на месте, и как предвестник приятных событий, выход из тупика. На этой ложной идее существования универсального и постоянного смысла символов сновидений основаны и руководства, как определить "дурной" сон и предотвратить его последствия или даже как "заказать" счастливый сон "с гарантией".

Психоаналитики и гештальтисты тратят много времени и сил, анализируя и толкуя более изощрённым образом увиденные клиентами во сне образы. С лёгкой руки З. Фрейда, сон считается "королевским путём" в бессознательное. При этом психоаналитики не только интерпретируют сновидение, но и анализируют жизненный контекст сновидца, а гештальтисты, следуя Ф. Перлзу, кроме того предлагают сновидцу пересказать сновидение с точки зрения каждого персонажа для повышение осознанности и достижения на её основе интеграция различных аспектов личности. Важнейшим в любом из этих вариантов считается спектр переживаемых сновидцем эмоций. В гештальт-терапии разработано множество техник работы со сновидениями, идентификации эмоций и сопоставления фигур сновидения с реальными персонами или событиями из жизни сновидца.

По-моему личному опыту, фигуры сна ВОВСЕ не нуждаются в рациональной интерпретации. Настоящая цель толкования - "чтобы сердце успокоилось" - достигается проще, быстрее и надёжнее, если не заниматься умствованием, а воспринимать сны как послания бессознательного, точно такие же, как ощущаемые во время бодрствования эмоции, ощущения в теле, всплывающие зрительные образы, спонтанные мысли. Только более яркие, насыщенные и интересные, если хотите.

Удобной рабочей моделью, подтверждаемой научными исследованиями, является представление, что во время сна происходит не только ускоренная очистка мозга от продуктов метаболизма, но и несколько важных психических процессов, в том числе моделирование тех или иных реальных процессов с целью самообучения мозга, обработка накопленного в дневное время опыта, а также размещение результатов этой психической деятельности в долговременной памяти по уровням согласно их предполагаемой востребованности в будущем. Например, уроки езды на велосипеде превращаются в оптимизированные двигательные навыки, которые сохраняются в немедленном доступе, а внешность водителя автобуса, на котором вы добирались до рынка, задвигается так глубоко, что оказывается впоследствии доступной только в состоянии гипноза.

Эти внутренние процессы отражаются в образах сновидений и, как правило, не сопровождаются никакими эмоциями. Такие сновидения не вспоминаются после пробуждения или оставляют в памяти лишь обрывочные следы, которые быстро забываются. Напротив, любые эмоции, сопровождающие сновидения, означают, что в процессе интеграции опыта обнаружилось решение какой-то важной проблемы (например, окончательная форма таблицы Д. И. Менделеева или структурная формула бензола у А. Кекуле), либо, наоборот, встретились трудности, либо ожило эмоционально заряженное воспоминание. Если с решениями, заказанными сознанием и узнанными им, всё более или менее понятно, то негативно заряженные сны часто вызывают растерянность, страх, тревогу и тоску, являясь по существу призывами к сознанию о помощи со стороны бессознательного.

К счастью, в эмоционально заряженном сновидении обычно содержится весь необходимый материал для его успешной положительной трансформации.

Как это работает

Как-то раз жена попросила растолковать, что значит сон её подруги. Дело в том, что много лет назад, в наш шоколадно-цветочный период, я на свой манер растолковал своей будущей жене пару её снов. Хотя это было что-то вроде шутки, но "осадок остался", и теперь время от времени она просит меня объяснить, что значит тот или иной сон. Я обычно соглашаюсь. Хотя снов не толкую, потому что, как уже говорил, код сновидений у каждого свой, причём может меняться чуть ли не с каждым новым сновидением. Итак, подруга жены, назовём её Ира, рассказала свой сон.

Сон подруги

Она находится в своей комнате, там же на диване сидит её муж и ещё какой-то родственник или друг, которого она не смогла узнать. Вдруг открывается дверь, и на пороге появляется ужасное существо - человек с головой льва. В страхе подруга убегает на балкон и прячется, закрывая за собой дверь. Она думает, что свирепый монстр не сможет найти её там. Но в стекле возле ручки двери появляется отверстие, и человек с головой льва, усмехаясь, открывает дверь. Сновидящая в ужасе вбегает назад в комнату. На диване никого нет, на полу лежит чьё-то тело в луже крови. Она оборачивается к балкону - там стоит человек с обычной человеческой головой, и целится в неё из пистолета. Сновидящая в ужасе просыпается.

Трансформация сна

Ира была реально напугана и ждала какого-то внезапного несчастья. Кстати, она представления не имела о древнеегипетском львиноголовом боге войны, и образ из её сна своей повышенной косматостью заметно отличался от сохранившихся изображений Маахеса. Поэтому мы начали работать с её сном, полагая его посланием её личного, а не коллективного бессознательного (действительно, интерпретация образов сна с точки зрения коллективного бессознательного, например, каких-то экзотических культов, хотя и впечатляет своей загадочностью, но с практической точки зрения не имеет для сновидца никакого значения).

Сначала я попросил Иру закрыть глаза и воспроизвести этот сон так, как она его запомнила, в виде кинофильма, останавливая всякий раз, когда появляется страх или иное неприятное чувство. Такими моментами оказались появление человека-льва в комнате, его выход на балкон, вид мёртвого тела и направленный на неё пистолет. Мы последовательно простучали эти моменты, как это предусмотрено основным рецептом EFT, чтобы снизить волнение и получить возможность более отстранённо и детально воспроизвести обстановку сна.

Затем я попросил её воспроизвести этот сон как бы со стороны - сверху или сбоку, причём так, чтобы видеть всех персонажей, включая её саму. Ирина рассказала, что видит сверху всех в комнате, видит, как появляется человек-лев, как она убегает на балкон и так далее. Я спросил её, видит ли она, ЧТО происходит в комнате, пока она одна прячется на балконе, а именно, куда делись сидящие на диване муж с родственником и откуда взялось незнакомое мёртвое тело в луже крови. Но оказалось, что этого эпизода она видеть не может.

Тогда я попросил Иру снова войти в воспоминание о сне и воспроизвести его с точки зрения человека-льва, видя то, что он видит, и чувствуя то, что он чувствует. Оказалось, что человек-лев вовсе не собирался кого-либо уничтожать. Он просто хотел показать, что он здесь главный. Она ощутила его царственную походку и осанку, его величественную посадку головы. Она поняла, что и с балкона она смогла убежать только потому, что человек-лев снисходительно освободил ей проход. Человек с пистолетом был тем же самым человеком-львом, который снял косматую львиную маску. И целясь в неё, он не думал её убивать, а просто хотел сказать, чтобы она побыстрее убралась отсюда.

Затем я попросил Иру воспроизвести последний эпизод сна с точки зрения мёртвого человека в луже крови. И она, чуть не заплакав, сказала, что это что-то совсем беззащитное, что никому не делало зла. Тогда я сказал Ире, что это её собственная часть, которая может вернуться к ней, и попросил её, чтобы она обратилась к этой фигуре со словами: "Я знаю, ты слышишь меня. Пожалуйста, дай мне знак, хочешь ли ты вернуться ко мне, потому что я люблю и ценю тебя". В полном изумлении Ира сообщила, что пока она повторяла эти фразы, она видела, как кровь втягивается в лежащее тело, затем тело подымается, приближается и исчезает, слившись с ней самой.

Фигуры мужа и родственников также легко слились с нею после обращения к ним с подобными же словами.

Наконец я попросил её проделать такой же трюк с человеком-львом, и Ира улыбаясь, сообщила, что пока она повторяла эти слова, лев вдруг превратился в мультяшного Бонифация. Человека с пистолетом больше не было - она не могла его воспроизвести.

Я могу только догадываться, какие чувства испытывала Ирина в конце нашей встречи - она смеялась и кружила мою жену, держа её за талию, как маленькая девочка. От её подавленного состояния не осталось и следа. Вся наша сессия длилась примерно 20 минут.