Dragon Age: Origins оказалась последней в своем роде крупнобюджетной ролевой игрой старой школы. Из тех, что принято называть cRPG. Сейчас это удел более скромных студий, собирающих деньги на проекты с помощью Kickstarter. А BioWare, некогда лидер жанра, ищет новые пути в попытке угодить максимально широкому кругу игроков. Кому-то такой подход может не понравиться, но он уж точно заставляет разработчиков экспериментировать. Однако Inquisition стала для BioWare не только попыткой найти что-то новое в жанре, но и самым масштабным детищем за всю историю компании. Жаль, что местами качество не успевает за количеством.
Очередной герой, который этого не просил
Для новичков серии и тех, кто успел забыть прошлые выпуски, напомним, что события происходят в вымышленном фэнтезийном мире Тедас. Жизнь там — далеко не сахар: эльфов третируют и унижают, гномы — напыщенные консерваторы и затворники, а люди надменны и эгоистичны. Вечная проблема с магами картину усугубляет: волшебники настолько могущественны, что простой народ до жути их боится. В некоторых странах колдуны пришли к власти, в других же были созданы Круги, где все одаренные силой обязаны трудиться под чутким надзором Храмовников. Эти фракции, разумеется, постоянно ругаются между собой, провоцируют друг друга и создают нескончаемый поток проблем. Одна из таких перепалок перетекла в глобальный конфликт, о чем в деталях рассказывала Dragon Age 2.
Если вы видите что-то, то обычно это значит, что туда можно добраться События «Инквизиции» начинаются спустя несколько месяцев после финала сиквела. Еще одна влиятельная сторона в мире Тедаса — Церковь попыталась утихомирить развязавшуюся войну магов и их вечных надзирателей. К сожалению, последний шанс на шаткий мир разлетается вдребезги вместе с жутким взрывом на переговорах. Единственным, кто выжил, оказался наш главный герой. Кем именно он будет — решать игроку: разработчики вернули возможность настройки альтер эго. И даже предложили примерить на себя шкуру кунари — воинственной расы рогатых здоровяков. На вступление выбор никак не повлияет, но отношение некоторых персонажей к вам не в последнюю очередь будет зависеть от расы, что обосновано сюжетом: выжившего нарекают Вестником Андрасте — божественной дамы из религии людей. Неловко, когда богиня отмечает своим знаком представителя другого вида. Впрочем, Тедас нам спасать придется все равно, ведь только протагонист может закрывать Бреши, возникшие в результате взрыва. Они представляют собой порталы в Тень — мир, где обитают всевозможные призраки и демоны, которые норовят попасть в физическую реальность, вселяясь в тела волшебников. Первое время сценаристы пытаются выдержать интригу и скрывают темную личность, которая является очередной угрозой миру, но довольно быстро сдаются и выкладывают все карты на стол. За катастрофой стоит один из старых недругов, вернувшийся отомстить и заполучить мировое господство. История Inqusition — это приключение в духе Origins, с пафосом, выкрученным на уровень «Властелина колец». Мотивам и целям нашего персонажа тут уделено второстепенное значение. BioWare преуспела в передаче ощущения того, что мы причастны к действительно важному конфликту, где на кону судьба всего сущего. Некоторые сцены своим размахом пробирают до мурашек, а величественная музыка вызывает желание вскочить с кресла и отправиться на ратные подвиги. Впрочем, в следующее мгновение вы с удивлением обнаруживаете, что отправляетесь по просьбе бедного торговца разбираться с жалким воришкой.
Кусочки мира у ваших ног
Поскольку все могущественные фракции расколоты и ослаблены, миру требуется новая сила, которой становится возрожденная Инквизиция. С реальным прототипом она ничего общего не имеет, ведьм не сжигает (только очень плохих), да и вообще всячески несет в мир добро и порядок под вашим чутким руководством. Вы с бригадой верных спутников, в общем-то, берете на себя всю тяжесть полевой работы, которой в Inquisition действительно много. Разработчики отпустили нас в открытый мир, не став мелочиться с его масштабами. Из крепости Инквизиции — вашей основной базы — можно попасть в любую доступную точку королевства. Крепость — это вам не какой-нибудь привал или космический корабль, а настоящий огромный замок, в котором можно провести многие часы за его обустройством, общением с товарищами по партии и выполнением небольших заданий. Там же вы выбираете, какие земли исследовать дальше. На это вы потратите очень, очень много времени…
Дабы не быть голословными, заметим, что на полное изучение одной лишь стартовой локации потребуется минимум часов десять, а некоторые задания придется «добивать» еще и на более высоком уровне. Доступная территория действительно огромна и далека от лабиринта: здесь есть и обширные поля, и густые леса, и просторные равнины. И по ним нельзя буквально и шагу ступить, чтобы не наткнуться на очередное задание: то на трупе записку найдешь, то древний загадочный артефакт увидишь, то на логово бандитов налетишь. А уж миссий по сбору коллекционных предметов и вовсе какое-то неимоверное количество. К сожалению, подавляющее большинство сторонних квестов шаблонны и описываются старой и недоброй схемой «поди/убей/принеси». Но не выполнять их затруднительно: во-первых, это драгоценный опыт, а во-вторых, дизайнеры расположили их так, что, пока вы вычеркнете из журнала один пункт, в нем успевают появиться три новых. Хорошо, что почти все задания отмечены на карте, поэтому потеряться довольно сложно.
У BioWare странная любовь к крупным планам
Через двадцать часов игры можно с ужасом обнаружить, что все это время вы занимались ерундой и прошли один лишь пролог, а основные события Inquisition начинаются только сейчас. Не всем понравится навязчивая рутинная работа, но если проникнетесь процессом, оторваться будет практически невозможно. Локаций десятки — одни больше, другие меньше, но для всех справедливы два утверждения: они под завязку забиты поручениями и чертовски красивы. Каждая местность уникальна и до мельчайшей детали проработана. Хочется медленно прогуливаться и любоваться ручейками, заснеженными холмами и бушующим морем, бьющимся о скалы. Но спокойно бродить не дают постоянные нападения монстров, разбойников и демонов, которые вдобавок самым наглым образом возрождаются прямо за спиной.
Боевая система позволяет расправляться с ними разными способами. BioWare попыталась усидеть на двух стульях и сместила акцент на экшен, но при этом оставила режим тактической паузы. Битвы выглядят очень зрелищно, а на высоком уровне сложности с включенным уроном по дружественным целям требуют тактики и вдумчивого подхода. С другой стороны, управлять всем этим балаганом иногда невероятно сложно. При смене подконтрольного персонажа камера центрируется на нем и сбивается с цели, при прямом управлении героем нет элементарной автоматической атаки, а цепочки указаний раздавать нельзя. Последнее особенно критично, так как каждому из четырех подопечных приходится давать по одному приказу за раз, из-за чего стратегическое планирование иногда превращается в нудную рутину. Чтобы на высокой сложности не чувствовать себя мальчиком для битья при прохождении сюжетных миссий, приходится активно качаться на природе, словно в какой-нибудь jRPG. Система развития героев проста, но порой заставляет долго думать. Развитие характеристик осталось в прошлом — теперь вы властны лишь над выбором следующего навыка. В глазах от их количества не рябит, но бесполезных нет ни одного. Очков умений при этом и того меньше, так что приходится выбирать, чем жертвовать.
Капитан Инквизиции
Решая мелкие проблемы, легко забыть об управлении Инквизицией и том факте, что вы ведете за собой людей, которых надо поддерживать. Поговорить за жизнь с друзьями никогда не повредит, тем более что соратники вышли интересными личностями с большой буквы Л. Беседовать с каждым из них можно долго: расспрашивать об их истории, народе, культуре, проблемах и прочем. Разумеется, с каждым связан и персональный квест, и возможность… более близкого общения. Не переживайте, однополые отношения никто не навязывает — если не заикнетесь первыми, никто даже не подумает намекнуть на свою ориентацию.
Сама организация без вас тоже с места не сдвинется. Замок надо обустраивать, следить за тем, чтобы обитатели были всем довольны. Одной крепости крупной фракции мало — необходимо завоевывать форты в регионах, в которые вас занесет нелегкая. Это опорные точки, где всегда можно отдохнуть, пополнить запас зелий, сменить состав команды и улучшить оружие. Система «крафта» вышла простой, но продуманной, и ей действительно удобно и полезно пользоваться. Без криминала в подконтрольных владениях не обходится, поэтому иногда на ваш суд будут приводить преступников. Вердикт выносится быстро, но некоторые сценки бывают забавными. Частым делом станет военное собрание. С его помощью вы открываете новые сюжетные задания и территории для путешествий, а также отправляете своих советчиков на выполнение миссий. Система напоминает управление ассасинами в поздних выпусках Assassin’s Creed: выбираете точку на карте, нажимаете «отправить агента», а через некоторое время он возвращается с докладом и какой-нибудь наградой.
В Inquisition предусмотрен и мультиплеер, который представляет собой кооперативный режим. Напоминает небольшой рейд на четырех человек из ММО: группка воинов пробирается по узким подземельям и развалинам, отбивается от волн противников и сражается с боссом в конце этого пути. Между сессиями можно улучшить навыки своего онлайнового персонажа, приобрести ему новую униформу, оружие или выбрать новый класс. В общем, сетевой режим вполне может удержать вас в игре на несколько дополнительных вечеров.
* * *
Dragon Age: Inquisition полна самых разных возможностей и геймплейных пластов. Не будет преувеличением сказать, что это самый объемный и амбициозный проект, который выходил из-под пера BioWare, — его масштабы поражают. Но с одним элементом, который очень важен для завоевания сердца фаната ролевых игр, все-таки не заладилось. Причинно-следственных связей очень мало — лишь несколько решений заметно изменяют развитие сюжета. По большей части же наш выбор может на что-то повлиять лишь в теоретической четвертой части. Впрочем, это не делает отличное приключение про спасение мира хуже. Inquisition не идеальна, но способна затянуть в свои просторы на добрую сотню часов, и даже спустя все это время Тедас будет способен подкинуть какую-нибудь новую историю.
Достоинства:
огромный мир, который к триквелу обзавелся глубиной и проработкой;
потрясающий визуальный ряд;
боевая система зрелищна и не лишена тактического элемента;
органичное взаимодействие геймплейных элементов и механик;
проработанные спутники и романтические линии.
Недостатки:
непродуманный режим тактической паузы;
неуклюжее управление на клавиатуре;
масштабы игры сулят кошмары каждому любителю 100-процентных прохождений.