Выбор места покупки

Если вы живете в местах, где торговля стройматериалами монополизирована 1-2 поставщиками-продавцами, то данный раздел можно спокойно пропустить, и не волноваться из-за того, что вы в своей жизни изменить в данный момент не можете. Если же вы живете в регионах, где есть выбор, то, мы расскажем вам как выбирать место покупки и как не попасться на стандартные уловки продавцов.

Итак, правило первое:

Не стоит бежать покупать товар в ближайшем магазине. С покупкой вообще не стоит торопиться. Чаще всего, за городом цены на стройматериалы выше, чем в городе. Если же вы читаете эту статью, значит, вы знаете, что такое Интернет и как им пользоваться. Перед покупкой очередной партии товара сделайте обзор цен через Интернет. В Петербурге можно пользоваться поисковыми системами www.stroit.ru или www.atlant.ru . Достаточно прозвонить 3-5 баз или магазинов, чтобы сориентироваться, где что дешевле. Даже если вы обладаете золотыми или платиновыми скидочными картами строительных сетей, часто может оказаться, что золотая цена на вашей базе выше, чем обычная цена в сети OBI или Castorama.

Но и здесь есть свои хитрости. Скажем, вы выяснили, что например Ондулин дешевле всего в OBI, и вы радостно отправляетесь туда за покупкой. По дороге вы вспоминаете, что вам нужные еще коньки, ендовы, щипец и прочие доборные материалы. Приехав в магазин, вы можете с удивлением заметить (а можете и не заметить – на что магазин тихо и скромно надеется), что доборные элементы там стоят на 30% дороже чем в других местах. Это обычная тактика продавца – предложить основной материал дешевле, и добрать свое или выиграть на доборных элементах. Поэтому, иногда выгоднее пожертвовать временем и бензином (соляркой или сеном – кто на чем ездит) и купить компоненты в разных местах. Автору статьи запомнились две выдающихся фирмы, одна из которых пыталась продать в нагрузку к природному камню известняку водооталкивающее “волшебное немецкое” средство с наценкой 800%, и другая фирма - поставляющая металлочерепицу. В ней предлагался уплотнитель из вспененного полиэтилена с наценкой 1000%, и продавать черепицу без него фирма категорически отказывалась. Так что, будьте внимательны при покупке доборных материалов – чаще всего их будет выгоднее купить отдельно.

Иногда стоит потратить день, чтобы прозвонить все интересующие вас базы и магазины и составить сводную таблицу цен на основной материал и все доборные элементы к нему.

Правило второе: Отбор товара.

Чаще всего покупатель покупает образ товара, который пытается создать у него продавец, а не сам товар. Поэтому, когда товар прибывает к вам, может наступить разочарование, вызванное разницей между вашим ожиданием и тем, что вы увидели.

Основное правило отбора товара гласит, что вы должны лично отбирать себе товар или присутствовать при его отборе и загрузке. Почему?

Потому что не весь товар одинаково хорош, а продавцам нужно продать его весь. На витрине вы видите одно, при отборе товара вы можете увидеть другое, а загрузят вам в машину уже третье, если вы не будете присутствовать при всех этапах. Вежливо и настойчиво добивайтесь своего права выбирать товар. Если продавцы не идут на это – предложите им небольшое вознаграждение, чтобы они вам позволили отобрать качественный товар. Это может обойтись дешевле, чем, например, отбраковывать у себя на объекте обзольные пиломатериалы.

Часто продавцы стараются избегать отбора из-за того, что им придется ворочать с вами тяжелые доски и пр. Сразу скажите им, что выбирать товар вы будете сами (со своими помощниками). Часто, это оказывается решающим фактором.

Что делать, если у продавца хорошего товара нет? Например, вся доска обзольная или плесневелая – предложите ему снизить цену или добавить материала “на довес”, чтобы компенсировать ваши потери.

В крупных торговых сетях часто не позволяют покупателям отбирать товар. В этом случае остается по-человечески попросить продавца отобрать вам лучший материал, мотивировав это тем, что, например, он весь пойдет на лицевую или парадную сторону и должен быть хорошим. С другой стороны, в зависимости от ситуации, можно напомнить, что если товар будет плохим, то вы непременете его вернуть в магазин. (Это можно сделать в течение 14 дней без объяснений и наличия чека – но уточните предварительно на какие группы товара распространяется это правило – мне сейчас лень это смотреть). В этом случае продавцу самому придется заниматься его приемкой обратно, поэтому в этой перспективе ему будет лучше сразу продать вам качественный товар.

Итак, вы отобрали товар, договорились с продавцом, но не забудьте проконтролировать отгрузку. На складе тоже работают люди, и им, или их начальству, или друзьям, или любовницам тоже нужен хороший товар. Поэтому, не исключено, что в машину будет положен совсем другой товар. Поэтому, стойте и смотрите, что именно вам отгружают.

Что делать, если вам привезли бракованный товар? А деньги вы уже заплатили. Причем все. Шофер говорит, что обратно его не повезет. Не нервничайте. Спокойно позовете двух свидетелей. В присутствии шофера объясняете ситуацию свидетелям, берете камеру, отснимаете изъяны у товара, берете бумагу и составляете со свидетелями АКТ ОСМОТРА ТОВАРА, в котором расписываете, что и где купили, и почему не собираетесь принимать товар. После этого звоните в фирму, продавшую товар и спокойно объясняете ситуацию и подробно описываете им, что вы уже сделали – акт, фотосъемка и пр. Чаще всего, если конечно, фирма не “напрочь отмороженная”, что тоже бывает, у вас все примут обратно и вернут деньги или заменят на другой товар.

Доставка товара

Если вы собираетесь строить большой дом, и стройбазы находятся на достаточном удалении, то вам будет выгоднее приобрести подержанный легкий бортовой грузовик или фургон, чем платить каждый раз за доставку товара. За постройку дома грузовик “отобьется” и останется у вас бесплатным приложением к дому, так как его стоимость вы бы все равно отдали за доставку стройматериалов. При этом, даже при малой грузоподъемности, скорее всего, будет выгоднее съездить за материалами несколько раз, чем оплачивать доставку на большом грузовике.

Другой вариант, чтобы сэкономить: подумайте, не дешевле ли будет установить фаркоп и купить двухосный грузовой прицеп к вашему автомобилю. По весу прицеп и автомобиль типа VW Passat или рамный внедорожник спокойно берет тот же вес, что и 1,5 тонный легкий грузовик.

В остальных случаях придется отдаться на милость монополизированной системы доставки по стандартной цене.

Психологическая установка при общении с продавцом

Надо запомнить, что, несмотря на все вышеперечисленное продавец вам – не враг. Но и не друг. Общаться с ним стоит на равных, даже если это вам очень трудно, и даже если он общается с вами не так, как вы этого хотите. При разговоре его речь стоит отзеркаливать: то есть говорить в его темпе, интонации и на его языке. То есть на вопрос:

- Чем могу вам помочь?

Стоит ответить:

– Покажите мне, пожалуйста, вот эту пилу.

Даже в том случае, если вы искренне считаете, что на Вы говорят недобитые ители…антили…ну, во общем, ты понял, чувак, – я об этих хилых умниках в очках и с дипломом. Но, ты же хочешь купить себе эту рульную бензопилу, а не отстой с трещиной в горшке. Ради этого можно и по правильному побазарить чутка.

А на вопрос продавца:

- Мужик, а чего тебе надо?

Стоит ответить:

- А запродай-ка мне, братишка, кубов двадцать бруса. Мне хату срубить надо! - даже если вы весь на костюме, в ваши ботинки можно смотреться как в зеркало и очень хочется дать продавцу в.. лицо.

Кстати, небольшое историческое отступление. В дохристианской Руси, в Ведической культуре, все было наоборот. “Ты” – было уважительным обращением, подчеркивающим исключительность того, к кому обращались. “Вы” – род обобщения, вы – вас много, вы это не индивидуальность, вы – это так. Отсюда и “Иду на Вы”, которые так и не могли объяснить нам школьные учителя. А в генетической народной памяти осталось “Ты”, как более личное и персональное обращение.

Если же вы через себя переступить не можете, а продавец или магазин вам не нравится – просто уйдите и найдите другое место для покупки. Ругань, нравоучения, угрозы и прочие выплески вашего уязвленного самолюбия положительного результата не принесут. Принимайте мир таким, как он есть, и просто найдите для себя комфортные места для покупок, которые, не исключено будут подороже чем в “дешевых и сердитых” магазинах.