Купить квартиру в ипотеку, а потом остаться и без недвижимости, и без денег. С такой реальностью столкнулись уже десятки россиян, и она пугает тысячи потенциальных покупателей. Страну захлестнула волна нового вида мошенничества.

При своих только ­1 из 5

«Вас беспокоит следователь Иван Иванов. С вашей карты проходят подозрительные транзакции, деньги уходят в пользу ВСУ. Чтобы обезопасить себя, вам надо перевести все финансы на безопасный счёт, а заодно и квартиру продать, чтобы не изъяли» — по такого рода сценариям сейчас работают мошенники. От их действий страдают не только легковерные люди, но и те, кто решил купить недвижимость у жертвы аферистов.

Так, в 2022 году в Казани молодая семья купила квартиру у одинокой пенсионерки, но та отказалась съезжать с жил­площади, за которую получила 4,8 миллиона рублей (половину этой суммы покупатели взяли в ипотеку). Суд принял решение в пользу первой владелицы, и семья уже 2,5 года вынуждена снимать жильё, выплачивая долг банку.

В 2025 году в Санкт-Петербурге на такой же схеме погорел профессиональный риелтор. Мужчине так понравилась квартира клиентки, что решил купить её для себя. Результат тот же — суд решил, что риелтор как профессионал должен был оценить все риски. Количество таких историй уже перевалило за сотню.

А 20 ноября замначальника следственного департамента МВД РФ Данил Филиппов озвучил в Госдуме статистику: в 41% таких случаев суд оставил добросовестных покупателей и без жилья, и без денег. В 39% историй суд решил, что жильё возвращается жертве мошенников, но продавец обязан возместить покупателю всю полученную сумму. Однако дальше продавец проходит процедуру банкротства и остаётся никому ничего не должным. Лишь 20% судебных решений вынесено в пользу добросовестного покупателя.

Один из таких примеров случился в Якутии, где Верховный суд отказал пенсионерке Ирине Кириллиной в возврате квартиры, которую она продала якобы под воздействием мошенников. Это первый случай в стране, когда суд помог покупателю.

Влияние на рынок

В 2025 году в России зарегистрировано около 3 тысяч дел по расторжению сделок с недвижимостью, рассказала «АиФ» риелтор Алина Правоторина. «Сколько из них приходится на мошенничество — статистику никто не ведёт. Но число таких случаев будет расти», — прогнозирует она.

И это уже повлияло на рынок. «Я говорю клиенту — на рынке есть десятки вариантов. Зачем мы будем выяснять, почему бабушка продаёт эту квартиру? Даже если досконально изучить все документы, невозможно влезть в голову человеку и на 100% понять, продаёт она её для себя или для мошенников. И клиенты со мной соглашаются», — говорит Правоторина.

Может ли покупатель обезопасить себя от мошеннической схемы? «Если вы решили приобрести недвижимость у пожилого человека, необходимо досконально проверить все документы и выяснить причину продажи. Чаще всего пенсионеры говорят, что хотят переехать к родственникам. В таком случае нужно настоять, чтобы эти родственники присутствовали при передаче аванса, чтобы у них были подтверждающие родство документы — например, свидетельства о рождении. Получить от них подтверждение, что действительно перевозят бабушку к себе. И всё равно это не даёт 100%-ной гарантии, что дело не кончится судом», — предупреждает эксперт.

Как бороться?

В России суд чаще всего встаёт на сторону продавца, подтверждает адвокат Александр Зорин. Однако это не значит, что добросовестный покупатель недвижимости не должен бороться за неё.

«В первую очередь необходимо доказать, что покупатель не имеет отношения к мошеннической схеме, действовал добросовестно, передал собственные средства, собранные или заработанные законным путём, продавцу недвижимости. Второй момент, на котором надо делать акцент, — доказательства, что продавец действительно жертва мошенников. Часто, кроме слов, ничего нет: ни переписок, ни свидетельских показаний, что на продавца давили и его кто-то обманул. В этой связи в действиях продавца можно усмотреть стремление к незаконному обогащению», — объясняет юрист.

Все к нотариусу?

Проблему можно решить, если сделку купли-продажи недвижимости будут аннулировать только после возврата покупателю денег. Сейчас, после решения суда, просто приходит пристав в Росреестр и гасит запись, объяснил статс-секретарь — заместитель руководителя ведом­ства Алексей Бутовецкий. Ещё один выход из ситуации он видит в введении обязательной регистрации таких сделок у нотариуса, который проверит дееспособность сторон. Но это приведёт к росту цен.

Как себя защитить?

На данный момент власти только вырабатывают механизмы по защите добросовестных покупателей. К примеру, предложено ввести обязательное подтверждение дееспособности для продавцов старше 60 лет и всех, кто продаёт единственное жильё. Хотят также «замораживать» оплату по сделке на специальном счёте на срок до недели (эскроу-счета для всех сделок с ограниченным периодом действия). За это время, если продавец действительно попал под влияние мошенников, он придёт в себя и сможет отменить сделку.

Однако пока это всё обсуждается на уровне идеи, риелторы и юристы на местах пытаются найти способ защитить клиента в рамках уже действующего законодательства. В частности, в Санкт-Петербурге в договор купли-продажи стали вносить строчки о том, что продавец гарантирует: «Заключение настоящего договора не связано с его обманом или введением его в заблуждение о том, что он является участником какой-либо специальной операции, проводимой правоохранительными органами Российской Федерации или Центральным банком Российской Федерации». Впрочем, другие юристы сомневаются, что это обез­опасит клиентов.