После того как пройдена заключительная стадия разработки сайта и протестированы все программные модули наступает стадия проведения оптимизационных мероприятий страниц сайта. Эта стадия разделяется на два потока: проведение оптимизации сайта для пользователей и проведение оптимизации сайта для поисковых систем. Оба этих потока связаны друг с другом и часто находятся в противоречии.

Оптимизировать сайт для посетителя необходимо потому что у каждого человека есть свое личное мнение, которое формируется после посещения им того или иного ресурса. Если удастся сформировать положительное восприятие у максимального количества посетителей, то повторная посещаемость сайта возрастет.

Чтобы у посетителей сложилось приятное впечатление необходимо правильно спроектировать интерфейс сайта. В настоящее время среди разработчиков активно используется понятие "юзабилити" сайта. Данное слово происходитот английского слова "usability", что означает удобство и простоту исполнения чего либо. Применительно к сайту это понятие включает в себя простоту использования навигации сайта, читабельность шрифтов, удобное расположение на экране разделов сайта, наличие навигационной цепочки, если на сайте много подразделов.

Навигация сайта является его основным разделом, должна быть собрана в одном месте, которое наиболее выгодно для глаз посетителя. Такими местами являются правый верхний угол сайта, верхняя средняя часть или левый верхний угол сайта. Навигация сайта или меню сайта бывает простым или сложным (иерархической). Простое меню сайта не содержит вложенных подразделов и ведет на страницу одноименного раздела. Размещать навигационную цепочку на сайте при наличии простого меню нецелесообразно, так как пользователь сможет без труда разобраться в навигации.

Сложное (иерархическое) меню может содержать множество подразделов для каждого основного раздела сайта. Пользователь может просто запутаться в разделах сайта и для этого ему хорошую помощь сослужит навигационная цепочка, в которой последовательно друг за другом записаны разделы и подразделы в которых в настоящее время находится пользователь. Навигационная цепочка должна быть размещена в хорошо обозримом месте, чаще всего под меню или сверху основной информации данного раздела. Сложные иерархические меню могут иметь форму раскрывающегося меню или вложенного меню. Раскрывающееся меню разворачивает содержимое на экране при наведении на него курсором или при щелчке мышью. Вложенное меню будет всегда раскрыто на странице, если пользователь щелкнул по основному разделу.

Какой вид меню выбрать для сайта? Более современным видом меню считается раскрывающееся, оно работает с использованием технологий Java или CSS. К достоинствам данного типа меню можно отнести увеличение основного пространства для информационного наполнения сайта, так как основное меню занимает минимальную область сайта, а разделы раскрываются только в момент активации основного раздела и сворачиваются после осуществления выбора подраздела. К недостаткам можно отнести, то что пользователь видит только основные разделы сайта, чтобы увидеть подразделы ему необходимо активировать соответствующий раздел меню. Противоположные достоинства и недостатки присутствуют у вложенного меню. Так на сайте должно быть зарезервировано место для вложенного меню, которое будет всегда перед глазами у пользователя, что облегчает ему навигацию по сайту. Выбор того или иного типа меню задача сугубо индивидуальная и решается исходя из данных о тематике и посетителях сайта.

Дизайнерское оформление сайта может быть различным, все зависит от тематики. Для информационных ресурсов выбирается дизайн с минимальным графическим наполнением с целью достижения концентрации внимания пользователя на полезной или интересной информации. Дизайн корпоративных сайтов разрабатывается с учетом фирменного стиля компании или личных предпочтений управляющего персонала. Однако выходить за рамки здравогосмысла и накачивать сайт креативом не стоит. Поскольку креатив часто ущемляет информационное восприятие сайта. Тенденции книгоиздательского дизайна перекочевали в сферу интернет технологий. Журнальная верстка очень удобна для читателей и как нельзя больше подходит для сайтов.

Далее после того как была проведена оптимизация страниц сайта для пользователей осуществляется оптимизация сайта для поисковых систем.

Первое что следует проверить это работоспособность всех ссылок. Необходимо исправить ссылки ведущие на отсутствующие страницы. Так как у поисковых роботов существует свое представление о качестве изготовления сайта, в частности наличие на сайте "битых ссылок" может повлиять на поисковую выдачу сайта.

На втором этапе следует проверить код сайта через "валидатор" на наличие ошибок в спецификации html. Самой распространенной ошибкой является неправильное закрытие тегов или наличие лишних тегов в коде сайта. Часто разработчики оставляют свои комментарии которые используют при разработке или добавляют пробелы в код сайта чтобы визуально наблюдать структуру документа. Все это следует удалить, так как это существенно тормозит работу интерпретатора на машине пользователя, а также затрудняет работу поискового робота, который индексирует сайт. Изпрактики: оптимизированный код сайта становится меньше и открывается быстрее в среднем на 30% не оптимизированного. Для поискового робота в коде сайта следует прописать специальные теги которые исключат индексацию ненужных разделов.

Заголовки сайта должны содержать краткое описание по основным направлениям деятельности компании или описание основной тематики сайта.

Наполнение страниц сайта ключевыми словами является важным моментом в оптимизации сайта. Необходимо следить за плотностью ключевых фраз в тексте, плотность не должна быть низкой, так как это может затруднить продвижение сайта в поисковых системах, а также не должна быть слишком высокой иначе поисковая система снизит рейтинг сайта в выдаче или вовсе исключит его из базы поиска. Для того, чтобы определить оптимальную плотность ключевых слов для страниц сайта Вы можете воспользоваться ресурсом www.megaseopro.ru.

При оптимизации сайта под поисковые системы не нужно забывать, что сайт рассчитан на пользователей, т.е. потенциальных клиентов, а не на роботов поисковых машин. Ключевые слова должны располагаться в тексте по смыслу, лучший вес им придают такие теги, как , , , . Обязательно наличие ключевых слов в названии страницы, в теге .

В следующей статье мы рассмотрим изменения поискового и контекстного трафика в связи с покупкой Google поисковой системы Rambler и системы контекстной рекламы Begun.