Розничная цена моторного топлива в России в ближайшие месяцы рискует вырасти на 2-3 рубля. Об этом предупреждает Независимый топливный союз. Если сейчас стоимость литра АИ-95 приближается к 46 рублям, то к Новому году цена самого популярного отечественного топлива рискует приблизиться к 50 рублям. Эксперты дают противоречивые прогнозы относительно поведения отечественного топливного рынка: представители государства надеются на налоговые маневры, которые должны застраховать россиян от роста цен; независимые аналитики уверены, что таких мер будет недостаточно и стоимость бензина на заправках непременно увеличится.

О возможном росте цен на моторное топливо предупредил президент Независимого топливного союза Павел Баженов. По его словам, до конца 2018 года розничная стоимость бензина в России могут вырасти еще на 2-3 рубля за литр. Как полагает Баженов, рост цен бензина неизбежен из-за повышения налога на добавленную стоимость, который с начала 2019 года правительство увеличит с 18% до 20%, а также внутренних акцизов на горючее, которые с 1 января вырастут практически в 1,5 раза.

Представители правительства, в частности первый вице-премьер, министр экономики Антон Силуанов, уверяют, что для беспокойства нет причин. «Увеличение акциза не повлияет на рост стоимости бензина в 2019 году», — обещает Силуанов. Он уверен, что в последующие годы топливо будет дорожать только в рамках инфляции — не более чем на 4% в год. Если же нефтяники позволят себе лишнее — снова увеличат экспорт «черного золота» и продуктов его переработки в ущерб внутреннему рынку, то в распоряжении правительства имеется новый «механизм», способный не позволить росту ценам на топливо вдвое обгонять инфляцию.

Как заявил вице-премьер российского правительства Дмитрий Козак, после очередного совещания с крупными добывающими компаниями, посвященном ситуации на рынке нефтепродуктов, которое состоялось на днях, «ручное управление» ценами на бензин, предполагаемое прямые договоренности между чиновниками и нефтяниками об искусственном сдерживании цен на горючее, осталось в прошлом. Новая тенденция общения представителей государства с производственными холдингами направлена на создание законодательных механизмов, регулирующих стоимость топлива.

Идея заключается в следующем: если нефтяные котировки в начале 2019 года зашкалят за $100 за баррель (такие прогнозы делают ведущие международные нефтяные трейдеры), то налоговые маневры государства в области топливного рынка не станут причиной для значительного увеличения цен на бензин на отечественных АЗС. Если цены будут расти и нефтяникам станет более выгодно поставлять сырье за рубеж, то государство увеличит пошлины на экспорт нефтепродуктов с нынешних 30% до 90%. Такой механизм, как полагают чиновники, позволит не только не наращивать внутренние топливные акцизы, но и сдержит аппетиты нефтяников в отношении увеличении экспорта сырья.

Однако, с таким мнением не согласны не только независимые экспертные объединения, но и даже представители государственных ведомств. Снижение акцизов на топливо и одновременная корректировка налогового маневра не приведут к стабилизации внутренних цен на горючее, — полагает начальник департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. «Введение заградительной пошлины на нефтепродукты «убьет нефтепереработку», — отмечает чиновник.

Как полагает старший аналитик «БКС-Капитал» Сергей Суверов, стоит смириться с тем, что в распоряжении профильных ведомств правительства в настоящее время остаются лишь умозрительные предложения относительно регулирования цен на бензин на отечественном рынке. «Переписывать подобные документы придется еще не раз. Переговоры с нефтяными компаниями будут продолжаться, фактически, в каждодневном режиме. Однако об отказе от «ручного управления» ценовым рынком нефтепродуктов, о котором говорит Козак, можно забыть. А в случае изменения цен на мировом нефтяном рынке, регулирующие налоговые доктрины можно будет исправить в оперативном порядке», — утверждает эксперт.

Николай Макеев