Колесо может лопнуть в нескольких случаях: из-за изношенной резины или вследствие механического воздействия препятствия.

К быстрому износу приводит неправильная настройка углов развала-схождения колес или дефекты подвески. Как говорят в народе, машина «ест резину». Купив новое колесо, водитель через пару месяцев его не узнает. Шина истирается до корда. С лысых участков свисают лохмотья нитей каркаса. Самое печальное, что наибольший износ наблюдается на внутренних поверхностях шин, отчего заметить это трудно. Даже небольшой удар о неровность приводит к пробитию такой протертой покрышки.

Но пробить можно не только истертое колесо, но и новое. Поездки по ремонтируемым участкам дорог со снятым асфальтом могут привести к порезам. Нельзя жаться колесами к острым кромкам снятого асфальта. Если задеть их, то можно пропороть боковину. Бывает, что асфальт положен на бетонные армированные плиты и из них торчат куски арматуры, которые способны внезапно разодрать колесо в клочья. Но чаще всего резкое падение давления в шинах происходит при наезде на яму с острыми краями. Покрышка тогда лопается, как воздушный шарик, и автомобиль теряет управляемость.

Как узнать, что колесо вышло из строя?

Не заметить пробой колеса трудно. При его взрыве машину ведет в сторону. Автомобиль словно сходит с ума и сам поворачивает руль. Наиболее опасными с точки зрения последствий оказываются внедорожники с высоким клиренсом и высокопрофильными колесами. При резком проседании высокий центр тяжести создает паразитый крутящий момент, который разворачивает кузов поперек трассы. У легковых машин этот момент меньше, хотя и на них он заметен.

В принципе, при взрыве одной передней покрышки ничего страшного с автомобилем не произойдет. Он все так же будет ехать на четырех колесах, правда, одно из них окажется меньше в диаметре на 7-10 см. Это скажется на управляемости, но не настолько сильно, чтобы привести к аварии. Между тем внезапно лопнувшее колесо настолько пугает водителей, что они в панике доводят дело до ДТП.

Алгоритм неправильных действий

Почувствовав, что автомобиль тянет на встречную полосу, водитель пугается, поворачивает баранку в противоположную сторону, но вместо привычной реакции автомобиля чувствует ватность. Он вновь дергает руль и одновременно жмет на тормоз.

Если в панике ударить по педали, то целое колесо зацепится за асфальт намертво, а вот лопнувшее начнет скрести покрышкой, как тряпкой, и будет проскальзывать. Даже при наличии ABS автомобиль получит такой разворачивающий момент, что удержать его на прямой будет проблематично. Автомобиль устремится к обочине или, что еще хуже, на полосу встречного движения с непредсказуемым исходом.

Все нужно делать плавно

Чтобы такого не происходило, от водителя требуется выдержка и холодный расчет. Нельзя впадать в панику и резко крутить руль в противоположную от сноса сторону. При взрыве шины автомобиль все равно остается управляемым, и его можно легко вернуть на свою полосу движения.

Лопнувшая покрышка остается на колесе и выступает как защита диска. Автомобиль хоть и не так хорошо, как раньше, но слушается руля. Поэтому тормозить на автомобиле с лопнувшей покрышкой необходимо плавно и по чуть-чуть. Если АБС срабатывает плохо и чувствуется резкий увод в сторону, то можно отжать ногу с педали и продолжать прерывистое торможение, то есть частыми качками педали. Тогда паразитный момент будет сглаживаться и увод машины в сторону даже поможет быстрее перестроиться на обочину. Поэтому при взрыве покрышки от водителя требуется только одно: удерживать автомобиль в своей полосе и плавно тормозить, постепенно смещаясь к краю дороги. После остановки можно перевести дух, поставить запаску и спокойно продолжить движение.