Если сказать, что Lada давно ожидала автоматическую трансмиссию, то это не сказать ничего. О ней грезили с тех пор, как на свет появилась Vesta. На автомобили из Тольятти ставились только 4-ступенчатые автоматические коробки Jatco, которые идут на Granta. Для более старших моделей они не годились, и руководство альянса приняло решено продвигать вариатор, который должен дополнить на Vesta роботизированную коробку АМТ. Со следующего года вариатор будет ставиться на Vesta. Сейчас же он дебютирует на X-Ray Cross с продвинутым 1,6-литровым 4-цилиндровым 113-сильным французским агрегатом, который теперь изготавливается в Тольятти по полному циклу.

Мотор и коробка неразлучны

Хэтчбек X-Ray Cross в модельной линейке Lada стоит особняком. Эта машина создавалась на французской платформе В0 и очень близка по конструкции к Renault Sandero Stepway. У них идентичная техническая часть, одинаковые двигатели, трансмиссии, комплектующие и шасси. Над доводкой обеих машин трудились французские инженеры из технического центра в Москве. Однако получились они разными и неблизкими по духу.

Иной дизайн кузова, настройки рулевого управления, разные калибровки мотора и трансмиссии, отличия в интерьерах и в философии продвижения разводят эти родственные машины по противоположным сторонам рынка. Они нравятся иным покупателям, а значит дополняют друг друга и удовлетворяют запросам большего количества потребителей. Такие же новые настройки получил вариатор производства фирмы Jatco, которая, как и бренд Lada, входит в альянс Renault-Nissan.

Кроме того, на X-Ray Cross инженеры установили новый подрамник, позволивший разместить автоматическую коробку в моторном отсеке повыше, из-за чего дорожный просвет под картером X-Ray Cross достигает теперь 215 мм.

Две передачи для бесступенчатой трансмиссии Вариатор имеет очень интересную конструкцию. В отличие от предшествующих поколений японских коробок он вооружен планетарным редуктором с двумя ступенями и режимом заднего хода. Первая ступень отвечает за движение на небольшой скорости в тяжелых условиях, при подъеме в гору или при поездках в грязи и в снегу. Таким образом разработчики защитили вариатор от опасных для техники режимов работы, когда ремень попадал в крайние положения шкивов.

Вторая ступень коробки предназначена для быстрой езды по скоростным дорогам. Шкивы создают широкий комплекс передаточных отношений, а вторая ступень делает их работу более экономичной и эффективной. А это хорошо, в особенности если учесть, что коробка может переваривать крутящий момент только до 150 Нм. Приходится ее беречь, в том числе и программными методами.

В блок управления загружены программы, помогающие сглаживать ударные нагрузки, приходящие от 113-сильного французского мотора. Если топнуть по педали электронного акселератора и продавить ее в положение «кик-дауна», то сильного рывка не будет. Блок управления начнет так демпфировать ускорение, что разгон выйдет плавным, без пиковых всплесков момента в трансмиссии. В итоге динамика получается пресной и неинтересной, хотя и безопасной для машины и ее технической части.

По причине низкого порога по крутящему моменту на новом вариаторе нужно аккуратно ездить по бездорожью и стараться меньше буксовать. Инженеры Lada хоть и твердят, что на испытаниях им не удалось перегреть коробку, потому как первая ступень вариатора работает как «раздатка» и снижает нагрузки, но даже она не способна защитить трансмиссию от экстремального буксования в грязи. Металлический ремень начнет проскальзывать, вызывая задиры на шкивах.

Установить на X-Ray более дорогой по цене и больший по размерам вариатор от Nissan Qashqai оказалось невозможным. Его коробка хоть и переваривает 250 Нм крутящего момента, но не помещается в стандартный подрамник мотора на платформе B0.

Без грязи

Задняя скорость на Lada реализована очень хитро. За счет блокирования сателлита планетарного редуктора вал начинает вращаться в другую сторону. Столь простое решение позволяет сэкономить вес и размеры коробки. Но есть и недостаток. При частых переключения передней и задней скорости смена ступеней происходит с задержкой. Электроника ждет, пока перестанут вращаться валы, чтобы не допускать нежелательных нагрузок. Перед включением задней передачи коробке надо немного подумать, чтобы прокачать масло и снять с валов избыточный момент. В общем, если забуксовал в грязи или в снегу, то применить старый прием с раскачкой кузова будет трудно.

Лишился X-Ray и кнопки «Спорт», которая есть на X-Ray с 1,8-литровым мотором с механической 5-ступенчатой механической коробкой. Эта кнопка активирует спортивные настройки блока управления двигателем, отчего мог бы появиться риск роста пиковых нагрузок. Нет на машине и так называемого внедорожного режима, отключающего трекшн-контроль и помогающего преодолевать небольшие грунтовые участки. Все это сделано для того, чтобы уберечь вариатор от поломок.

Неплохая управляемость

Так для каких же целей предназначен этот вариатор? Он значительно упрощает эксплуатацию в городах и на дорогах общего пользования. Тем более что в отличие от Sandero управляемость у Lada X-Ray отменная.

Настройки электроусилителя, как и всей системы рулевого управления, оказались удачными. В поворотах машина ведет себя достойно и дарит положительные эмоции. Свойственная тольяттинской продукции валкость исчезла, и X-Ray крепко держится на дуге виража.

На трассе Lada X-Ray Cross стоит ровно и в отличие от одноплатформенного французского хэтчбека повышенной проходимости Renault Sandero Stepway не плавает по полосе. Она идет как по рельсам, невзирая на разбитые участки дороги под колесами. Ни у Vesta, ни у Granta нет такой курсовой устойчивости. Разве что спортивные версии Vesta Sport могут поспорить с Lada X-Ray по качеству настройки рейки.

В целом, калибровками мотора и рулевого механизма на Lada X-Ray Cross занимались французские инженеры из Renault. Им удалось выкачать из платформы B0 все соки и сделать автомобиль, способный поспорить по комфорту с хэтчбеком повышенной проходимости KIA Rio X-line.

Взгляд в будущее

В общем, маркетологи бренда уверены, что на рынке Lada X-Ray Cross предстоит конкурировать именно с Renault Sandero Stepway и KIA Rio X-line. Хотя Lada и построена на платформе B0 и очень близка конструктивно к Sandero, она оказалась заметно лучше француза. Автомобиль интереснее ведет себя на трассе, лучше отрабатывает кочки на разбитом асфальте, не боится волнистых дорог и неплохо выглядит изнутри. У X-Ray больше опций, есть не только парктроник, но и камера заднего вида, а также мультимедийная установка с голосовым управлением.

Lada X-Ray Cross приоткрывает завесу тайны над продвигаемой сейчас концепцией, предполагающей все большую унификацию моделей с иностранными разработками и внедрение французских технологий. Опробованная платформа будет и дальше использоваться для формирования модельной линейки тольяттинского бренда и, возможно, вскоре вытеснит привычные отечественные разработки. А предельная унификация всегда содержит риск исчезновения уникальности продукта, уничтожения его национальных черт и особенностей. Сейчас при взгляде на Lada X-Ray видишь, что дизайнерам и инженерам пока удается при массе заимствований придать марке особые черты, отличающие ее от французов и от корейцев.

Технические характеристики Lada X-Ray Cross

Модель X-Ray Cross 1,6 АТ

Габариты (длина / ширина / высота), мм 4171 / 1810 / 1645

Колёсная база, мм 2592

Снаряжённая масса, кг 1322

Объём багажника, л 361

Тип кузова хэтчбек

Количество дверей / посадочных мест 5 – 5

Двигатель 4-цилиндровый, рядный, бензиновый

Рабочий объём, см³ 1598

Максимальная мощность, л. с. / об./мин. 113 / 5500

Макс. крутящий момент, Нм / об./мин. 152 / 4000

Трансмиссия двухступенчатый вариатор

Привод Передний

Топливо АИ-95

Объем топливного бака, л 50

Разгон до 100 км/ч, с 12,3

Макс. скорость, км/ч 162

Расход топлива (смешанный), л/100 км 7,1

Дорожный просвет, мм 215

Цена автомобиля От 846 900