Система подачи и хранения топлива в любом транспортном средстве имеет ряд сложных сопутствующих устройств, которые чувствительны к резким колебаниям температур. Поэтому необходимо учитывать возможные побочные эффекты зимней эксплуатации, чтобы минимизировать негативные последствия. Каким же образом правильно заправлять автомобиль в морозы?

Выравнивание давления

Существуют летние и зимние виды топлива, в том числе и бензины. С начала октября на автозаправочные станции начинают завозить только зимние сорта, которые отличаются от летних повышенной испаряемостью и давлением насыщенных паров (ДНП). В лабораторных условиях ДНП определяют при температуре 38 градусов. Топливо помещают в герметичные сосуды и начинают постепенно нагревать. Начинается повышенное испарение. В соответствии с ГОСТ давление насыщенных паров (ДНП) для летних бензинов должно составлять 35-80 кПа, а для зимних — 35-100кПа. Тем самым зимние сорта испаряются сильнее и при повышении температуры начинают наполнять бак газами. Они горючи и взрывоопасны.

Зимой бензин в баке нагревается за счет тепла в кабине, нагнетаемого печкой. Кроме того, бензин нагревается при проходе через бензонасос, который обладает избыточной мощностью и прогоняет через себя излишнее количество бензина, а затем через обратную магистраль отправляет его обратно в бак.

Если бензин плещется на дне бака, то при нагревании он активно испаряется и заполняет все пространство резервуара газами, которые немного раздувают его изнутри. В этом отношении полупустой бак всегда опаснее полного.

Чтобы бороться с избыточным давлением паров, в бензобаке есть специальные клапаны, которые открываются и направляют пары в систему впуска или в угольный фильтр адсорбера, а затем после очистки стравливаются в атмосферу. Однако зимой на поезженных машинах клапаны часто замерзают и блокируются. В итоге в баке во время поездки растет внутреннее давление. Если приехать на АЗС и открыть крышку бака, то можно услышать мощное шипение. Это пары вырываются из горловины.

Неработающий клапан приводит к нарастанию давления, а оно порой препятствует нормальной работе насоса и двигателя, что сказывается на динамике. Водителю кажется, что автомобиль хуже реагирует на акселератор и разгоняется вяло. Поэтому лучше всегда держать бак наполненным.

Чем больше в баке бензина, тем меньше свободного пространства там остается для накопления испарений. Давление жидкости препятствует накоплению паров.

Борьба с конденсатом

Полный бак хорош еще и тем, что позволяет значительно сократить количество накапливаемого конденсата. Дело в том, что в морозы при постепенном прогревании салона машины температура в баке проходит через точку росы и приводит к образованию капелек воды на стенках. Влага опадает в топливо и скапливается на дне резервуара. Чем меньше бензина залито в емкость, тем больше площадь оголенных стенок, на которых при разных температурах выпадает влага. В итоге через несколько недель на дне бака образуются сгустки воды, которые то замерзают с превращением в мокрые хлопья снега, то вновь размораживаются. Эти кристаллы могут закупоривать сетку бензонасоса. Вода также проникает внутрь топливной системы, оседает на фильтре и замерзает в его ячейках, блокируя их работу.

В общем, чем больше бензина залито в бак, тем меньше конденсата будет появляться на его стенках. Чтобы предотвратить негативное влияние конденсата, можно добавлять в бензин влагопоглощающие присадки, которые растворяют воду в себе и препятствуют ее появлению на дне бака. Особенно это актуально для машин с металлическими баками. Таким средством может быть даже обыкновенный пищевой спирт.

В целом зимой бензин рекомендуется заливать под крышку и не давать его уровню опуститься ниже половины бензобака. В этом случае можно снизить риск появления негативных последствий для двигателя и топливных магистралей.