Ассоциация автодилеров России (РОАД) призвала ввести в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) отдельную статью, наказывающую за скручивание пробега на транспортных средствах. Они возмущены беспрецедентным ростом мошенничества на вторичном рынке. При этом должна быть упрощена и схема доказательства вины недобросовестного продавца, прибегающего к обману покупателей посредством изменения показаний одометра. По результатам разбирательства возможно расторжение сделки с выплатой ущерба покупателю, а штраф должен быть пропорционален нанесенному ущербу.

Сколько же теряют покупатели при приобретении автомобилей со скорректированным одометром и можно ли как-то привлечь к ответственности продавца?

Зачем скручивают пробег?

Мошенничество с изменением показаний одометра приобрело невиданные масштабы. По данным Ассоциации автодилеров (РОАД), почти треть всех автомобилей на вторичном рынке продается со скрученным пробегом. При этом они не только реализуются с рук частников или через небольшие торговые площадки, но и попадаются у крупных ретейлеров. Мошенники продают такие машины дилерам, и те оказываются на специализированных площадках с положительной репутацией. Такие машины обычно продаются дороже, и при их покупке клиент может потерять до 25% стоимости.

Чаще всего «обновляют» иномарки из Японии и Кореи. Например, у Toyota и Lexus практически невозможно считать данные из блоков информации без специальных сканеров, по которым обычно при диагностике проверяется пробег. Этим же отличаются и автомобили из Кореи. Кроме того, перед продажей умельцы могут поработать с памятью электронных блоков и удалить часть информации. Несмотря на то, что информация дублируется в базах данных сервисных центров и выгружается в общий доступ, не каждый покупатель обращает на нее внимание.

В итоге автомобили с пробегом в 300-400 тыс. км проходят предпродажную подготовку, получают на одометре красивые цифры в 80-130 тыс. км и продаются уже на 25-30% дороже. Покупатель получает проблемный автомобиль с хорошим внешним видом и качественным салоном, однако с изношенной технической начинкой.

Какой штраф предусмотрен?

Глава РОАД Вячеслав Зубарев в интервью Autonews выступил с предложением ужесточить наказание за скручивание пробега в автомобилях.

Сейчас такие действия могут считаться мошенничеством и теоретически караться по части 1 статьи 7.27.1. КоАП РФ («Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния»).

За манипуляции с одометром может быть назначен штраф в размере до пятикратной стоимости причиненного ущерба, но не менее пяти тысяч рублей. Однако в реальности привлечь мошенников к ответственности трудно. В России не сложилась подобная практика.

Требуется сначала доказать, что именно этот мастер произвел манипуляции с прибором, потом направить жалобу в Роспотребнадзор и иск в суд. Не сложилась также практика экспертизы пробега для установления противоправных действий продавцов.

Вячеслав Зубарев предложил ввести отдельную статью в КоАП РФ, которая бы карала за любое незаконное скручивание пробега. Этот шаг позволит систематизировать контроль за деятельностью сервисных центров и упростит доказательство вины мошенников. Пока его предложение рассматривается РОАД с целью подготовить официальное обращение в правительство и Госдуму.

Проверить реальный пробег автомобиля можно несколькими способами. Он вносится в электронные базы данных дилеров при проведении технического обслуживания. Эта информация может передаваться потенциальным покупателям по их запросу.

Также пробег определяется и косвенным путем по износу элементов интерьера и кузова.