В первые недели весны автомобилисты могут встретиться с необъяснимыми на первый взгляд явлениями на дороге. ДТП возникают буквально на ровном месте при обстоятельствах, которые сами водители объяснить не могут. Они перестают замечать приближающиеся в лоб автомобили и сами провоцируют аварии. Не менее опасные ситуации случаются в ночное время, когда водители путают направление дороги и попадают в ДТП. Рассказываем, почему это происходит и как быть готовым к неожиданностям.

Большое значение в вождении имеют условные рефлексы. За три месяца зимы водители привыкают к окружающей обстановке, к снегу и колеям на дорогах, из-за чего у них вырабатываются привычки и рефлексы, помогающие при вождении. Однако весной погодные условия настолько сильно меняются, что водителю уже не стоит полагаться на выработанные шаблоны поведения. Порой они даже вредны.

К примеру, сознание водителя привыкает видеть четкие очертания дороги на фоне белых сугробов на обочинах. В рамках этого белого коридора они держат достаточно высокую скорость. Однако солнечные дни приводят к выделению из сугробов черных сгустков грязи и пыли, которые снижают заметность. Обочины расступаются, белые очертания сдвигаются, и очертания дороги искажаются. В этих условиях зимняя расслабленность и привычка держаться белых границ оборачивается проблемами. Велик шанс не заметить конфигурацию дороги и выехать на обочину. Этому способствует и отсутствие разметки на дорогах. Столкновение с низким обледенелым сугробом может обернуться потерей бампера или покрышки.

Скользкий асфальт

Весной увеличивается количество солнечных дней, температура повышается, и дороги заливаются ручьями талой воды. Ночью при заморозках вода застывает и покрывает поверхность трассы почти невидимой пленкой, которая при абсолютной прозрачности никак не выдает себя. Глаза водителя ее просто не различают в свете горящих фар. Человеку кажется, что его машина едет по черному асфальту и крепко цепляется колесами за шершавое покрытие, а на самом деле это гладкий лед практически с нулевым сцеплением. Небольшое касание педали тормоза — и автомобиль тревожно стрекочет ABS и сползает к краю дороги. «Черный лед» очень коварен.

В этой ситуации нельзя резко замедляться, необходимо убрать ногу с педали тормоза. Лучше всего постараться проехать скользкий участок без резких движений рулем. Как правило, такие зоны на дороге непродолжительны и ограничиваются 20-30 метрами. После того как автомобиль минует пятна «черного льда», можно сбрасывать скорость.

Плохая заметность в яркий солнечный день

Можно ли в солнечный день не заметить автомобиль, стоящий впереди на перекрестке? Вполне, причем некоторые автомобилисты даже бросаются ему наперерез. Причина в том, что после схода снега все окружающее пространство покрывается серой химической пылью, накопившейся за несколько месяцев непрерывной обработки дорог антигололедными реагентами. Пыль окрашивает панорамы в серый цвет. Причем такой же пылью покрываются и все автомобили, которые ездят по весенним дорогам хотя бы пару дней. В итоге кузов на фоне безликих серых обочин становится столь же сер и незаметен, особенно в солнечный день. Яркие блики от луж заставляют других водителей щуриться, отворачиваться и закрываться козырьком. Кроме того, пыль на лобовом стекле начинает светиться и преломлять лучи. Она создает пелену перед глазами, еще больше снижая видимость. И если встречный автомобиль передвигается без зажженных фар ближнего света, то есть риск его проморгать.

После ДТП водители, не уступившие встречному транспорту дорогу, не могут объяснить свое поведение. Хотя истинной причиной является плохая заметность в яркий солнечный день, насколько бы странно это ни звучало.

Близкие фары

Расстояние до встречных машин обычно определяется по передним фарам. Чем ближе друг к другу два огня, тем дальше находится машина. По мере приближения огни визуально отдаляются друг от друга. По этому признаку водители оценивают ширину кузова транспортного средства. Однако некоторые тюнеры устанавливают на передок противотуманные фары, поставленные близко друг к другу. Из-за этих огней, включенных вместо ближнего света днем, водители часто обманываются и не могут правильно определить расстояние до встречной машины. В итоге они считают, что остается еще метров триста, и решаются на обгон, а на самом деле выскакивают менее чем за 100 м и бывают неприятно удивлены, когда видят, как приближающаяся машина нервно сигналит в ответ. Водителям приходится экстренно отказываться от маневра и спешно уходить на свою сторону дороги, чтобы избежать ДТП. Чаще всего это бывает именно весной, когда днем все автомобили плохо заметны на фоне серых безликих пространств. Поэтому нельзя искажать габариты своей машины неправильно установленными противотуманками.