Каждый российский турист, решивший провести летний отпуск в Крыму, обязательно строит свой маршрут так, чтобы попасть на полуостров через Крымский мост: самый длинный и самый красивый мост страны. Построенный после «возвращения Крыма в родную гавань», он стал символом новой российской истории. Есть и альтернативный вариант дороги в Крым — через новые российские территории. Корреспондент aif.ru проехал этим маршрутом.

От злости скрипят зубами

Ненависть к Крымскому мосту на Украине столь велика, что украинские нацисты уже три раза пытались его уничтожить. В ноябре прошлого года они взорвали начиненный взрывчаткой грузовик, обрушив один из пролетов. Мост отремонтировали в кратчайшие сроки. В начале июля на подлете к мосту были сбиты украинские ракеты.

Накануне в ходе очередной террористической атаки на этот раз морских беспилотных катеров ВСУ погибло два человека, а мост получил повреждения. Автотранспортное движение по мосту было остановлено, а туристам предложили альтернативный маршрут на полуостров через новые российские территории: на Мариуполь, далее в направлении Мелитополя, через залив Сиваш в Джанкой. Это уже Крым.

Бордовый затор на 5 километров

Заправив автомобиль под завязку бензином, зарядив телефон и ноутбук, я двинулся в путь.

С первыми трудностями пришлось столкнуться уже на подъезде к Таганрогу — транспортный поток застыл здесь в «жесткой» пробке. Навигатор показал пятикилометровый бордовый затор часа на два. Впереди шел ремонт дороги. Движение было сильно затруднено. На все про все был потрачен час с небольшим. После небольшого затора на въезде в Таганрог дальше покатили с ветерком — под сто километров в час. Направление — пункт пропуска «Успенское» на границе Ростовской области и ДНР. Обычно прохождение досмотра и паспортного контроля занимает здесь от часа и выше. На в этот раз вся процедура заняла три минуты: подъехали к шлагбауму, показали паспорта и вперёд.

«Взрыв произошел прямо перед нами»

В сторону Ростовской области пробка растянулась метров на 500. Остановившись на обочине, я подошел к ближайшему автомобилю. За рулем серого «Шевроле» сидел средних лет мужчина, сзади — жена и девочка лет семи.

— Откуда едете?

— Из Крыма. Отдыхали в Феодосии. Возвращаемся домой, в Подмосковье.

— Как там ситуация? Когда выехали? Как трасса, загружена?

— Выехали рано утром и направились через Крымский мост, хотели еще в Анапу заскочить. Взрыв произошел метрах в двухстах впереди. Из-под моста вырвалось пламя. Я резко затормозил и начал разворачиваться. Знаете, как-то сразу понял, что опять рванули. Я же помню прошлогодний взрыв моста, да и недавно по телеку говорили, что по нему били ракетами, но неудачно. Это точно их рук дело. А трасса в сторону Джанкоя свободна, машин мало.

Ты в тылу, но СВО рядом

Автотуристы, двигающиеся в Крым через освобожденные территории, должны обязательно держать в уме, что они, хоть и находятся в тылу, но зона СВО буквально в двух шагах. И это не фигура речи. По дорогам движется армейская техника, вдоль дорог стоят блокпосты и вырыты линии окопов. В придорожных магазинчиках, на стоянках и на заправках, всегда можно встретить военнослужащих российской армии. Это наши с вами родственники: сыновья, мужья, отцы. Они рискуют своими жизнями ради нашего будущего. У них всегда можно попросить медицинскую или иную неотложную помощь. Но и мы должны им помогать.

Требуется самая малость: пропускайте машины с символикой V и Z, если они хотят вас обогнать — они на службе, а вы на отдыхе. Не фотографируйте военную технику и военнослужащих, фотография, выложенная в соцсетях, может помочь вражеской разведке раскрыть расположение и перемещение российских воинских частей. И самое главное — будьте вежливы и спокойны, «в зоне СВО всё строится на взаимном уважении и терпении».

«Мёртвая» пробка на «мертвом» заливе

Проехав без малого 500 километров и расслабившись, мне всё-таки удалось по полной прочувствовать прелести пятичасового стояния в пробке практически без шансов продвинуться вперед. В предвкушении ужина и сна в крымском Джанкое, до которого оставалось не более 40 километров, я намертво уперся в пробку из сотен автомобилей. Все хотели побыстрее начать отдыхать, толкались вперёд, выезжали на встречку, создавая третий и четвертый ряд. В итоге «пробку» загнали в «горлышко» Чонгарского моста так глубоко, что всё движение просто умерло.

Военные растолкали пробку руками

Чтобы добраться к пограничным пунктам пропуска в Крым, надо преодолеть по мосту залив Сиваш, названный «мертвым», потому что соленость его столь высока, что ни один живой организм в этих условиях не выживает. Если бы не представители военной полиции, мы бы, наверное, ещё долго спорили, кто, когда и за кем поедет. Военнослужащие — где «ласковым» словом, где дружеским похлопыванием по плечу — навели в очереди военный порядок. И машины потихоньку поехали.

Все вещи на проверку

Стоя в пробке в сторону Крыма, я удивлялся очень низкому трафику с полуострова: пять-шесть машин за полчаса. Грешным делом думал, что там дела ещё хуже, чем у нас, поэтому никто проехать не может. Но «ларчик открывался» проще — при выезде из Крыма были сняты формальности, связанные с досмотром багажа и фиксацией выезжающих.

Люди, притормозив, показывали паспорта и ехали дальше. А въезжающие на полуостров предоставляли все вещи, которые есть в машине, к досмотру. Пограничники досматривали и сам автомобиль. Пока количество машин было небольшим, туристов удавалось пропускать, не создавая пробки.

К вечеру ситуация стала критической, количество машин на материке выросло в разы, и если бы не оперативное увеличение числа пунктов пропуска (шесть вместо двух), время стоянии в пробке могло перевалить за десять часов. Мне хватило пяти, чтобы доехать до полуострова и показать свой нехитрый скарб пограничникам. Пять часов плюс пять минут, и я выдвинулся в глубь полуострова.

Это счастье — путь домой

Добравшись до Джанкоя и убедившись, что движение свободно в обе стороны, я отправился назад в Ростов-на-Дону. Пробка, в которой я простоял пять часов, каким-то чудесным образом рассосалась, превратившись в нормальную очередь без скандалов и суеты.

Путь до Джанкоя занял у меня 14 часов. На обратную дорогу в Ростов-на-Дону затрачено 8 часов. Ни одной, даже самой маленькой пробки, на всем пути от Крыма до границы ДНР с Ростовской областью я не встретил. Правда, в родных пенатах ремонт дороги притормозил мое «победоносное» возвращение из командировки. Так и не прикорнув за сутки ни разу, я заехал на ближайшую АЗС и на 20 минут «отключился». Дом был уже не за горами.

Советы бывалого:

— помните, что на «новых» территориях не действуют полисы страхования;

— АЗС на пути следования в Крым немного, старайтесь заправиться вовремя;

— стоимость ГСМ в среднем: АИ-92 — 52 рубля, АИ-95 — 56 рублей, ДТ — 60 рублей;

— стаканчик кофе стоит 100 рублей.

Хорошего отдыха!