Антуан Фукуа, кажется, достиг вершины. Режиссёр исключительно мужского кино, по большей части криминального, он взял в целом хрестоматийную фабулу боевика старой школы и одним махом затмил весь олдскул (и не только), который был создан в Голливуде за последние годы. Абсолютно холодный Дензел Вашингтон спокойно унизил и Лайама Нисона с его заложницами, и весь эшелон Неудержимых, включая Стэйтама, который в год снимается в сотне фильмов с похожими сюжетами.

Сам Дензел тоже как будто не вышел из своей роли в «Гневе» Тони Скотта, только поседел за годы. Тихо-мирно живёт по расписанию, таскает фанеру в гипермаркете, с цветком не возится, но ходит среди ночи в кафе с завёрнутым в платочек пакетиком чая и книгой из списка «100 лучших книг в истории». Там же имеет интеллектуальные беседы с малолетней проституткой — плечистой Хлоей Моретц, но ничего для её душеспасения не делает, только проводит параллели со Хэмингуэем. Пока девочку не избивают до полусмерти.

Одна из главных неожиданностей фильма в том, что Моретц, на которой маркетинг делал большой акцент, очень быстро и без лишних объяснений убирают из кадра, используя её больше как повод закрутить вокруг героя игру в кошки-мышки и не позволяя фильму перерасти в какой-нибудь «Леон» или, простите, «Хитман». После этого Дензел из таинственного мстителя превращается сначала в Стивена Сигала из какого-нибудь «Захвата», затем в Бэтмена, а в финале перерастает и его. Ему не нужен костюм — если на улице были видеокамеры, значит, записи он забрал, если к нему пришли в дом, значит, там его уже нет. Он тихо входит и выходит, до самого конца продолжая удивлять своей находчивостью, наглостью и непобедимостью. Он не пользуется гаджетами и пистолетами — он хватает дрели, гвоздомёты, штопоры, мастерит ловушки и одновременно прижигает себе раны.

Авторы иногда даже не парятся: Дензел просто сурово берёт молоток в магазине, а в следующей сцене незаметно вешает обратно — преступник наказан. Или он спокойно проходит по коридору, полному трупов. С тем, на что у некоторых героев боевиков уходили целые фильмы, Дензел разбирается в течение коротких эпизодов.

Каждый раз, когда кажется, что герой достиг потолка и сейчас ему смертельно прострелят колено, он совершает нечто ещё более масштабное и дерзкое. Причём так происходит даже после того, как «Уравнитель» из кино на первый взгляд серьёзного превращается в немного пародию — в тот момент, когда герой неторопливо уходит на фоне внезапно громко взрывающихся танкеров. Как он это сделал, никто не объясняет. Просто смог.

Пока Дензел широко шагает в слоу-мо, его главный преследователь, вроде бы опасный психопат, перестаёт выглядеть серьёзной проблемой, и вся интрига сводится к тому, как именно идеальный убийца разберётся со всей православной мафией.

Но Фукуа всё-таки не дурак и не слабак, и сам Дензел не зря запрашивает многомиллионные гонорары — в какую бы фантастику ни уходил сюжет, пускай не без иронии, но они до самого конца продолжают делать твёрдое, уверенное криминальное кино, где много харизмы, каждая стычка — нечто особенное, а любая недомолвка воспринимается как стиль. И если предположить, что «Уравнитель» — последнее кино в жанре «один в поле ещё как воин», это был бы идеальный финал.

Автор: Гоша Берлинский