На продолжении «Горько» невозможно избавиться от ощущения, что наблюдаешь за похоронами России. Если в прошлый раз Жора Крыжовников пытался снять точное, в его понимании, кино про русскую свадьбу, то в этот раз, условно скажем, снял про русскую жизнь вообще. То есть, официально, про похороны, однако идей и времени на полное раскрытие данной темы не хватило, поэтому их заменил полёт мысли «про всё». В итоге получился скорее неофициальный сиквел «Груза 200».

Праздные, но периодически сильно страдающие идиоты битый час тащат фальшивого покойника в неизвестном им самим направлении, затем полчаса празднуют похороны, поочередно отказываясь откапывать ещё живого тестя. На псевдодокументалку махнули рукой. Про то, что за камерой находится ещё один персонаж, по ходу этого бардачного роуд-муви вспоминают раза три, но снимают всё равно по всем правилам, с «восьмёрками», параллельным монтажом, краном и так далее.

Всё это сопровождается огромным количеством отсылок к предыдущей части, начиная с чужих свадеб и заканчивая Светлаковым, и целым зоопарком печальных стереотипов о России прямиком из головы режиссёра.

Брату-гопнику нашли девушку-гопницу, чей проститушный вид сам по себе, видимо, должен вызывать смех. Бывшего жениха, ныне мужа, урезали до истерички, по любому поводу повторяющей «А давайте расскажем блогерам, они помогут!». Вечному пьяному Толяну расширили полномочия до главного поджигателя — мужик теперь жжёт в кадре всё, что можно, лишь бы это вносило больше угара в происходящее. Остальная семья из мерзких персонажей просто нивелировалась до клинических дураков, живущих в своей беспечной реальности. Им лишь бы петь да танцевать на пепелище, их легко сводит с ума богатая жизнь, они не руководствуются логикой — только эмоциями. Страшно? Притворись мёртвым. Тяжело тайну хранить? Расскажи всем. Живёшь на свалке? Напяль папаху и пой со счастливыми слезами на глазах!

Крыжовников строит комедию на хаосе и человеческой глупости, выдаёт одну высокомерную карикатуру за другой, предлагая считать это отражением жизни. Его Россия — это тугодумные вэдэвэшники и коррупционеры, танцующие лезгинку, пьющие и рыдающие под Лепса и целующие маленьких балерин. Это гопники, решающие на кулаках, чья баба, чтобы потом рассматривать порно, пока будущая жена драит ржавую ванну. Любите это всё, ведь это ваше родное, говорит он. И при таком раскладе всё равно, что актёры стараются и какой-нибудь Цапник действительно в финале выдаёт сильную игру, плевать на три с половиной удачных шутки.

Мораль «Горько 2» в том, чтобы любить эту уродливую, неблагодарную, самовлюблённую, обманчивую Россию такой, какая она есть. Любить говно просто потому, что оно родное. Спасибо, Жора, но оставь это себе.

Автор: Гоша Берлинский