Ближе к финалу Фома Онегович пишет Татьяне: «Ты думаешь, я сделал правильные выводы? Да щас, я просто ручки, ножки сложил и поплыл по течению какашкой». Очень похоже на авторскую самокритику, тем более что после этого главный герой наконец становится самим собой и на этой высокой ноте заканчивает сезон. Но красиво прийти в себя под занавес недостаточно, даже с учётом того, что это не конец, впереди третий круг, и значит, будет возможность реабилитироваться. А это непременно должно случиться, если в ТНТ прислушаются к критике круга предыдущего. А был он, строго говоря, аховым. От былой взвешенности и тонкости осталось не так уж много.

Начинается всё стремительно, нагло и даже многообещающе: раскисающему физруку сходу выписывают сильный пендаль в виде стервозной бизнес-леди, и тот мгновенно находит подходящие слова, чтобы более-менее склеить всё то, что разрушил в конце первого сезона. Что, женщин в школу вернуть? И самому тоже вернуться? Да не вопрос. Вот вам сразу новый директор, который только рад видеть лысую башку Нагиева в качестве личного помощника. Но шустро расставив всё примерно так, как было, сценаристы, подобно своему герою, растерялись. А что дальше? Завуч теперь не злая мымра, от которой нужно бегать, наоборот — боевой товарищ, а значит, в школе проблем нет. Слава тоже пропал с горизонта — романтике больше ничего не угрожает, иди да бери свою Татьяну. Однажды он, правда, всё-таки появляется, но только чтобы лишний раз попрощаться.

В итоге недолго думая (надо же успеть новый сезон спустя полгода после предыдущего, пока жара не спала), решили натравить на физрука ту самую бизнесвуменшу, попутно почти забыв про школу и заметно обессмыслив название сериала. Гладкий, работающий концепт «бандит в роли учителя года» вылетел в окно, а вместе с ним и конфликт эпох.

Школьников в основном осталась представлять только Мамаева, которая и так была наивной толстой девочкой с классическими подростковыми проблемами, а теперь вовсе превратилась в безнадёжную ТП, творящую и говорящую одну поразительную глупость за другой. На этот раз даже Банан на её фоне выглядит здравомыслящим и умным персонажем. Тем более его недалёкость и доверчивость всегда смешна — и роль такая, комедийная, и парень харизматичный. А Мамаева — персонаж более драматический, она же один из стимулов Фомы, за неё переживать надо так же, как за самого Фому, а не желать смерти, как жене Уолтера Уайта.

Но нет, давайте сократим Банана и Валентина до эпизодических появлений, а внимание уделим клинической дуре и гопнику-националисту Димасику, который также позитивом не отдаёт вообще. Плюс всунем неформалов-сцыкунов, над которыми будем стебаться в три раза дольше, чем нужно, чтобы они тоже начали раздражать.

Самого Фому будем гонять по всяким околокриминальным делам: то дом культуры у ветеранов отжать, то алкоголя в подвале наварить (снова привет Хайзенбергу). Нарисуем ему многомиллионный долг — пускай из серии в серию говно ест, пытаясь угодить этой Елене Андреевне, под которой пол-Москвы ходит и которая быстро превосходит злого завуча в плане вредности. Одновременно посреди неудач и унижений Фома должен таки допокорить Татьяну и удержаться в этом победном состоянии как можно дольше.

Нескоро, но становится понятно, какая идея кроется и за Димасиком, и за долгами, и за шантажом видеозаписью — что всё это куски одной большой мозаики про бумеранг. Но подождите, получается совсем другое кино. «Великого учителя Онидзуки» на глазах зачем-то променяли на крайне пессимистичную версию «Блудливой Калифорнии» с периодическим вдохновением у «Во все тяжкие».

Только Нагиев — не Дэвид Духовны. Он решала, а не терпила. Нельзя, не надо и невозможно делать из Фомы обаятельного лузера, которого судьба будет постоянно избивать, а он не превратится в жалкую тень себя. Тем более нельзя окружать его со всех сторон дураками и уродами, как это сделали в новом сезоне, когда в определённый момент раздражать начинают вообще все: и Псих, и подростки, и особенно Андреевна.

Физрук, который с безумными горящими глазами раньше носился туда-сюда и феерически выкручивался из сложных ситуаций, вдруг превратился в старую беззащитную собаку, которую не пинает только ленивый, а она даже полаять в ответ толком не может. В чью голову пришла идея сменить комедию положений, полную смешных кривляний и абсурда, на драму про месть и «заврался»? Не тот материал, не тот спрос.

В последней серии к мужику, правда, возвращаются яйца, и это даёт какую-то надежду на то, хотя бы Фома снова станет Фомой. Ладно уже с этой школой. Но почему нельзя было сделать этого раньше? По итогам, на все двадцать новых серий от и до получилось смешных и не угнетающих — штуки три, не считая финальной, и все — в середине сезона.

Автор: Гоша Берлинский