Почему российские фильмы не приносят дохода

Сколько российских фильмов окупилось в прокате в 2016 году? На какие отечественные кинопроекты государство выделает деньги, и какие из них уже провалились, рассказывает АиФ.ru

2016 год был объявлен Годом российского кино, в связи с чем по всей стране проводятся различные мероприятия, привлекающие зрителей смотреть отечественные фильмы; открываются новые кинотеатры; принимаются законопроекты, помогающие нашим кинематографистам не только выживать в условиях кризиса, но и приносить доход. Однако ответ на вопрос «Сколько российских фильмов окупилось в прокате в 2016 году?», оказался довольно грустным. Всего один отечественный проект, выпущенный с начала года, принёс прибыль. Им стал фильм-катастрофа «Экипаж» Николая Лебедева, который вышел на широкие экраны 21 апреля.

Дорогое удовольствие

Каждый год на финансирование российского кино государство выделяет сумму сопоставимую с бюджетом одного голливудского блокбастера — 6 млрд рублей. Министерство культуры на безвозмездной основе спонсирует некоммерческие проекты (авторские, дебютные, неигровые фильмы и анимацию), а Фонд кино поддерживает потенциально окупаемое кино, выделяя деньги, как на безвозмездных, так и на возмездных условиях. Кстати, с возвратом денег государству у кинематографистов частенько возникают проблемы, и в нескольких случаях Фонд кино уже был вынужден судиться с безответственными продюсерами.

В 2016-м в честь Года российского кино на безвозвратной основе Фонд кино решил «подарить» 2,8 млрд рублей самым достойным проектам (1,8 млрд рублей разделят кинокомпании-лидеры, остальное — другие продюсеры в рамках общего конкурса). 15 фильмов от лидеров кинопроизведства, на которые делает ставку государство, уже известны. Это фантастическая драма «Притяжение» Фёдора Бондарчука, чёрная комедия «Шашлыки» Жоры Крыжовникова, исторический триллер о маньяке в царском Петербурге «Девятая», спортивный экшн о победе советских баскетболистов на Олимпиаде 1972 года «Движение вверх», история о декабристах «Союз Спасения» и другие.

Однако финансовая помощь от государства далеко не всегда гарантия успеха. К примеру, в прошлом году Министерство культуры обнародовало данные о самых провальных российских фильмах 2015-го, получивших поддержку. И потраченные на них суммы в сравнении с кассовыми сборами могут впечатлить любого.

В тройке самых неудачных вложений оказалась подростковая комедия режиссёра Рената Давлетьярова «Однажды». На её съёмки государство выделило 100 млн рублей, а в кассе картина собрала всего 12 млн. Другим неудачным вложением денег оказалась фантастическая комедия «Невидимки» Сергея Комарова о герое, который вдруг стал невидимым (из бюджета на картину дали 107 млн, а сборы составили всего 20 млн). Но главным «провалом» 2015-го можно назвать «Душу шпиона» Владимира Бортко. Драма заработала всего около 1,2 млн рублей, хотя на её производство было потрачено 640 млн.

Кто виноват?

Сколько угодно можно говорить о том, что отечественным продуктам не удаётся реализовать в прокате весь потенциал из-за непрекращающегося выхода голливудских блокбастеров, но кризис отечественного кинематографа на лицо. И на вопрос, почему российские фильмы не окупаются, однозначного ответа нет.

Многие считают, что государству нужно внимательнее выбирать кинопроекты для вложения денег. Ведь как признаётся сама глава «Роскино» Екатерина Мцитуридзе, понять, как расходуются и окупаются эти деньги практически невозможно: «Этой аналитики нет. Понять, как именно среднестатистический россиянин вкладывается в российское кино и чего он в итоге ожидает, тоже невозможно».

Другие уверены, что не окупаемость российских фильмов связана с отсутствием качественного продукта. Зрители с большим удовольствием пойдут в кино на зарубежную ленту, чем расстанутся с деньгами ради «кота в мешке», пусть даже отечественного.

Ещё одна проблема заключается в отсутствии профессиональных продюсеров: профессия «продюсер кино и телевизионных фильмов» в России появилась совсем недавно и его роль в нашей стране пока не соответствует международным стандартам. Отечественные продюсеры мало занимаются раскруткой фильма, в отличие от западных, не вмешиваются в творческий процесс и не рискуют личными средствами.

Сами же продюсеры, по большей части, в своих неудачах обвиняют существующую систему проката.

Со всеми этими проблемами как раз и должен разобраться Год российского кино, к которому мы подошли далеко не с самыми приятными показателями. Если в 2013 году 59 отечественных картин, выпущенных на большой экран, заработали $258 млн, в 2014-м 84 фильма принесли $219 млн прибыли, то в 2015 году кассовые сборы 126 лент составили всего $116 млн.

Елена Яковлева