Дорожный знак «осторожно, дети», интерфейс Apple — что еще придумали женщины-дизайнеры?

Женщин, добившихся выдающихся успехов в дизайн-индустрии, достаточно. Но их имена так и не стали широко известны за ее пределами. Так, Маргарет Калверт называют «матерью современного информационного дизайна»: вместе с типографом Джоном Киннером она создала шрифты и дорожные знаки для британских автомагистралей, которые впоследствии задали стандарты для транспортных систем других европейских стран. А Сьюзен Кэр — американская художница, заложившая основу пользовательского интерфейса Apple. Десять влиятельных женщин, повлиявших на курс развития дизайна — в галерее Forbes Woman.

Варвара Степанова (1894–1958)

Варвара Степанова — одна из ведущих художниц русского авангарда: она оформляла книги и журналы, создавала иллюстрации в стиле «визуальной поэзии», разрабатывала текстильные принты, проектировала театральные костюмы и спортивную одежду.

В 1910 году Степанова поступила в Казанскую художественную школу, но через три года бросила ее и переехала с мужем и соратником Александром Родченко в Москву. С середины 1920-х годов Степанова работала в полиграфии: обложки книг и приемы верстки, которые она создала, вошли в классический фонд полиграфического конструктивизма.

В 1923 году Степанова и ее подруга художница Любовь Попова пришли работать на Первую ситценабивную фабрику в Москве. За год Степанова создала для фабрики больше 150 текстильных принтов. Спустя почти сорок лет, журнал «Декоративное искусство СССР» так писал об экспериментах Степановой и Поповой: «Летом, во время «Съезда народов» в Москве, были раскуплены «до аршина» все ткани по новым рисункам. Представители Татарии и Узбекистана заказывали вагоны мануфактуры, найдя в расцветках этих тканей отзвуки своих представлений о прекрасном».

Элизабет Фридлендер (1903–1984)

Элизабет Фридлендер считается первой женщиной, создавшей собственный шрифт. Девушка из образованной еврейской семьи начала изучать типографику и каллиграфию в Берлинской Академии в 1903 году. Ее студенческие работы привлекли внимание франкфуртской словолитни Bauer Type Foundry — вскоре Фридлендер получила от них приглашение создать новый шрифт-антикву. Он должен был называться Friedlander, но незадолго до запуска в производство шрифт переименовали в Elizabeth: к власти в Германии пришел Гитлер, и давать работе в качестве названия характерную еврейскую фамилию стало просто опасно.

Через некоторое время дизайнер была вынуждена бежать из Германии в Италию, а оттуда в Великобританию. С 1942 году Фридлендер отвечала за дизайн в отделе «черной пропаганды» Британского Министерства информации, там она подделывала печати Вермахта, листовки и продовольственные карточки. После Второй мировой Элизабет Фридлендер сотрудничала с издательством Penguin Books.

Рэй Имз (1912–1988)

Семейный творческий дуэт Чарльза Имза и Рэй Имз во многом определил курс развития модернизма во второй половине XX века. Используя инновационные технологии, Имзы проектировали недорогие стулья из клееной фанеры и пластика, впоследствии вошедшие в золотой фонд мирового дизайна.

Супруги работали в творческом тандеме, однако у обоих есть и самостоятельные проекты. Так, в 1942–1948 годах Рэй Имз создавала обложки для американского журнала Arts & Architecture, а в 1949 году придумала несколько текстильных принтов, которые получили награды нью-йоркского Музея современного искусства. Два принта — Crosspatch и Sea Things — впоследствии выпускал бренд Schiffer Prints, который также сотрудничал с Сальвадором Дали и архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом.

«Все, что я могу сделать, Рэй может сделать лучше», — говорил Имз.

Барбара Соломон (р. 1928)

Барбара Соломон — американская дизайнер и архитектор, придумавшая cтиль «Суперграфика» — яркие абстрактные рисунки на фасадах зданий, которые складываются в единую пространственную композицию.

В юности Соломон изучала живопись, скульптуру, классический танец и фламенко. В 1948 году она вышла замуж за калифорнийского режиссера Фрэнка Стоффакера. Однако через несколько лет Фрэнк умер, и молодая женщина осталась одна с маленькой дочкой, не имея профессии, которая могла бы приносить стабильный доход. Тогда Барбара Соломон решила стать графическим дизайнером, переехала в Швейцарию и поступила в Базельский институт искусств к Армину Хофманну, одному из ведущих деятелей знаменитой швейцарской школы.

После обучения Соломон вернулась в США и работала арт-директором в политическом журнале Scanlan’s Monthly. В 1968 дизайнера пригласили разработать визуальный стиль для калифорнийского поселения Sea Ranch, которое спроектировала группа молодых архитекторов из Университета Беркли. Барбара Соломон создала для Sea Ranch геометрический логотип в виде бычьей головы и предложила нанести на дощатые здания абстрактные композиции из полос, кругов, цифр и букв. Этот прием, получивший название «Суперграфики», впоследствии стали использовать дизайнеры и архитекторы в других странах.

Маргарет Калверт (р. 1936)

Маргарет Калверт называют «матерью современного информационного дизайна»: вместе с типографом Джоном Киннером она создала шрифты и дорожные знаки для британских автомагистралей, которые впоследствии задали стандарты для транспортных систем других европейских стран.

Калверт родилась в Южной Африке, но подростком переехала в Англию и пошла учиться на иллюстратора в Университете искусства Челси. Ее преподаватель, известный графический дизайнер Джон Киннер, попросил девушку помочь с разработкой системы навигации для лондонского аэропорта Гатвик. В 1957 Киннер был назначен главой группы, ответственной за редизайн британских дорожных знаков. Для этого проекта Маргарет Калверт разработала ряд знаков, которые сегодня используются в разных странах: «дорожные работы», «перегон скота», «осторожно, дети».

В 1964 году Киннер сделал Калверт своим бизнес-партнером и переименовал свою компанию в Kinneir Calvert Associates. Маргарет Калверт работает дизайнером и сегодня, а также выступает на дизайн-конференциях.

Розмари Тисси (р. 1937)

Влиятельный дизайн-журнал Neue Grafik впервые опубликовал работу швейцарского дизайнера Розмари Тисси в 1957 году, когда ей только-только исполнилось двадцать. Сегодня Тисси за восемьдесят, она автор множества плакатов, буклетов и логотипов. Ее стиль знаменует переход от модернизма к постмодернизму.

После окончания Цюрихского университета искусств, Розмари устроилась на практику в дизайн-студию Зиги Одерматта. Через десять лет он сделал ее равноправным бизнес-партнером и переименовал компанию в Odermatt + Tissi. Партнеры работали над проектами поодиночке, выступая друг для друга в роли критиков, а не соавторов. «Я всегда сокращала свои работы до самой сути, использовала минимум элементов, обыгрывая пропорции и пустые пространства»,— говорит о своем стиле дизайнер.

За время своей карьеры Розмари Тисси разработала шрифты Mindanao и Sinaloa и швейцарские национальные банкноты, получала призы на международных конкурсах графического дизайна и преподавала в нескольких ведущих американских школах дизайна.

Беа Фейтлер (1938–1982)

Беа Фейтлер — медиадизайнер и арт-директор родом из Бразилии, бросившая вызов глянцевым канонам конвенциональной красоты задолго до того, как это стало мейнстримом. Фейтлер родилась в Рио де Жанейро, училась в нью-йоркской школе Parsons и в 25 лет стала арт-директором в американском Harper’s Bazaar. Там она проработала десять лет — часть из них под руководством Алексея Бродовича, которого называют «отцом мирового глянца». В 1965-м Фейтлер впервые в истории разместила фотографии чернокожей модели в Harper’s Bazaar. Эта беспрецедентная дерзость произвела фурор в мире моды.

В 1972 Фейтлер стала арт-директоркой в Ms. — феминистском журнале, писавшем об эмансипации женщин и равноправии. Для него Беа Фейтлер разработала яркий экспериментальный стиль, основанный на коллажах из фотографий, иллюстраций и типографики.

В начале 1980-х годах Фейтлер вместе с главным редактором Condé Nast Александром Либерманом работала над перезапуском журнала Vanity Fair. Она не успела увидеть первый номер, так как умерла от рака незадолго до выхода издания в печать. Ей было всего сорок четыре года.

Шила де Бреттвиль (р. 1940)

Шила де Бреттвиль — американская дизайнер, педагог и активистка, в 1971 году разработавшая первую образовательную программу по дизайну для женщин.

Два года спустя вместе с художницей Джуди Чикаго и историком Арьен Рейвен Шила основала школу искусств для женщин в Лос-Анджелесе. Также в 1973-м она опубликовала статью «Некоторые аспекты дизайна с позиции женщины-дизайнера» — позже на нее опирались несколько поколений исследователей. В 1990-м де Бреттвиль заняла пост руководителя школы дизайна в Университете Йеля, став первой женщиной на этой должности.

Шила де Бреттвиль занимается проектированием городских общественных пространств. Они должны сближать людей из разных социальных групп, считает дизайнер. Среди ее работ — подземный переход в американском городе Нью-Хевен, публичная библиотека в Нью-Йорке и помещения Гонконгского института дизайна. В 2005 году Шила де Бреттвиль сделала инсталляцию для уральского бетонного завода в Екатеринбурге — табличку с текстами частушек на входе в старую водонапорную башню. Ее работы можно увидеть в коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства и Музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Эйприл Грейман (р. 1948)

Графический дизайнер Эйприл Грейман одной из первых в мире начала работать с Apple Macintosh и применять компьютерные технологии как новое художественное средство. Свой необычный хаотичный стиль художница называет «швейцарской школой под кислотой».

В 1980-х дизайн-сообщество с недоверием отнеслось к появлению персонального компьютера: он воспринимался как нечто чуждое и даже враждебное творческой работе. Грейман, однако, увидела в нем потенциал: «Долгое время я делала все, чтобы продемонстрировать присущий этому инструменту язык, показать, как разнообразен его лексикон, как по-разному он разговаривает с нами. Я поставила перед собой цель показать, насколько богат и вариативен этот язык», — вспоминает Эйприл Грейман.

О Грейман заговорили в 1976 году, когда она основала собственную дизайн-студию Greimanski Labs в Лос-Анджелесе. В 1982-м она возглавила программу графического дизайна в Южнокалифорнийском институте архитектуры, оставаясь при этом практикующим дизайнером.

Грейман создавала корпоративную айдентику для таких крупных организаций, как MAK Center for Art & Architecture и CNN. Сейчас она возглавляет калифорнийский дизайн-консалтинг Made in Space.

Сьюзен Кэр (р. 1954)

Сьюзен Кэр — американская художница, заложившая основу пользовательского интерфейса Apple. Ее наиболее узнаваемые работы — иконки Mac и Happy Mac, ярлык «корзины» и пиктограмма клавиши Command. Их наброски Сьюзен Кэр делала на клетчатой бумажной ленте самописца — одна клетка равнялась одному пикселю. «Если объяснить, что значит та или иная иконка, можно научить пользователей работать с компьютером за двадцать минут», — говорит дизайнер. Западная пресса называет ее «женщиной, подарившей Makintosh улыбку».

После ухода Стива Джобса из Apple в 1985-м, Кэр ушла вместе с ним — она стала креативным директором в его новой компании NeXT. Позже Кэр работала для Microsoft, IBM, Facebook и Paypal. Среди ее проектов для Microsoft — карточная колода пасьянса «Косынка» и многие элементы дизайна операционной системы Windows 3.0. Сегодня у Кэр собственная дизайн-компания в Сан-Франциско, а еще она продает свои принты на kareprints.com.