Беспощадные холивары – один из основных мейнстримов современности. Их много и они затрагивают разные сферы человеческой деятельности. Не обошла данная тенденция и сферу маркетинга. На сегодняшний день три главных холивара в сфере маркетинга: маркетинг против продаж, маркетинг против бизнеса и маркетер против маркетолога.

Первый холивар подробно и основательно рассмотрен в статье «Как маркетинг и продажи сделать друзьями», второй рассмотрен в статье «Нужен или нет маркетинг бизнесу». Настал черед рассмотрения третьего холивара. Он очень интересный и тоже достоин внимания. Суть в том, что некоторые считают, что маркетер и маркетолог – это одно и то же.

Другие считают, что маркетер и маркетолог - это разные специалисты с разным функционалом. По их мнению, маркетолог – это теоретик, который занимается изучением маркетинга как такового, а не рынков. В свою очередь маркетер – это практик, который работает на рынках, занимается практическим маркетингом. Как вопрос обстоит на самом деле?

Почему бизнесу нужен маркетинг

Перед рассмотрением данного вопроса, необходимо вспомнить ситуацию, которая сложилась в современной экономике. Как показали результаты исследований многих рынков, ситуация сложилась очень интересная. Один из исследованных рынков – рынок нижнего белья. Этот рынок интересен тем, что понятен всем, потому как нижнее белье носят все.

Ходят по магазинам, смотрят, но не покупают

Так вот, исследования данного рынка показали, что большинство потребителей нижнего белья последний раз покупало его сравнительно давно. Вроде бы как тот факт, что они давно покупали нижнее белье – это их проблема. Не хотят, пусть не покупают. Но проблема то в том, что они хотят купить, но не покупают. Желание купить нижнее белье есть, но но не реализуется.

Они ходят в магазины нижнего белья. Смотрят нижнее белье, изучают его, меряют его, держат в руках, но уходят без покупки. На вопрос, почему не покупают, отвечают, что не лежит душа к тому, что они видели и трогали. Результаты исследований показали, что не покупают не только нижнее белье, ну и другие товары. Ходят по магазинам, смотрят, но не покупают.

Почему бизнесу нужен маркетолог

Причем у потребителей есть деньги, есть желание, но они не покупают! Такое ощущение, что не покупают не просто так, а назло. Парадоксальная ситуация надо сказать сложилась. Итак, почему нет продаж, почему потребители хотят купить, но не покупают? С первого взгляда проблема решается просто - берешь маркетолога, направляешь его к потребителям.

По итогу маркетолог получает информацию о том, что предпочитают потребители

Маркетолог генерирует гипотезу и идет ее проверять посредством опросов и выясняет, в чем состоит проблема. Например, спрашивает, потребителям больше нравится белое или черное нижнее белье. Спрашивает, потребителю больше нравится трикотажное или шелковое нижнее белье. Узнает, предпочитает потребитель стринги, шорты или обычное нижнее белье.

Ну и по другим характеристикам задает вопросы. Часть потребителей, например, отвечает, что им нравится обычное белое нижнее белье из шелка белого цвета. Другая часть, что им нравится черные стринги из кожи. Третья часть, что им нравиться красные трусы в виде шорт из синтетики. По итогу маркетолог получает информацию о том, что предпочитают потребители.

Чем маркетер отличается от маркетолога

Также он определяет, какие есть сегменты, какое количество потребителей в каждом из сегментов. По итогу сбивает информацию в отчет и радостный бежит докладывать директору. Радостный директор изучает отчет, устраивает совещание и вызывает к себе директора по производству, директора по продажам, дизайнеров, швей и других сотрудников.

Все замирают в ожидании клиентов и продаж

На совещании он машет отчетом и громко кричит, мотивируя разработать и пошить нижнее белье в соответствии с предпочтениями потребителей. Дизайнеры разрабатывают новые модели нижнего белья согласно предпочтениям потребителей. Цеха шьют нижнее белье соответствующее предпочтениям потребителей. Готовое нижнее белье сдается на склад.

Дальше в игру включаются менеджеры по продажам, которые обзванивают дистрибьюторов и предлагают им нижнее белье, которое соответствует предпочтениям потребителей. Дистрибьюторы делают заявки, оплачивают счета, нижнее белье загружается в автомобили и развозиться по магазинам. Все замирают в ожидании клиентов и продаж.

Почему вам нужен маркетер и маркетолог

Маркетологи разрабатывают рекламу о том, что вышли новые модели нижнего белья, которые соответствуют предпочтениям потребителей, запускают в СМИ рекламные кампании и потирают руки в ожидании больших продаж, а значит и больших премий. Радостные потребители, услышав рекламу, берут свои кошельки и бегут в магазины нижнего белья.

Деньги вложены, но товар не продается

Им показывают новую коллекцию нижнего белья, разработанную в соответствии с их предпочтениями. Потребители смотрят это нижнее белье, изучают его, меряют его, держат в руках, но расстроенные уходят без покупки. Конечно, часть потребителей, нижнее белье которых вышло из строя, делает покупки, чтобы заменить старое, но большая часть не делает их

Нижнего белья у них хватает в принципе и они пришли купить что-то, чего у них еще нет. Цепочка обрывается. Деньги вложены, но товар не продается, все расстроены. Никто ничего не понимает, все говорят о кризисе. Но кризис ли это на самом деле или что-то другое? Почему потребители не купили нижнее белье, хотя рассказали, какое предпочитаю?

Что может маркетер и не может маркетолог

Потому что они рассказывали о предпочтениях, а не о реальных потребностях, которые у них есть. Иметь предпочтение – это еще не значит иметь потребность. О потребности они не могут рассказать, потому что сами о ней еще не знают. Потребность то у них имеется, но на уровне подсознания. Чтобы ее выявить, надо хорошо покопаться в подсознании.

Благодаря этому он может управлять развитием рынка

Кому надо продать белье, тот обычно и копается. Когда докопается, пусть предлагает и тогда может быть потребитель сделает покупку. Итак, большое число потребностей в разных товарах есть только на уровне подсознания и рассказать о них потребитель ничего не может. Кто-то должен вывести потребности из уровня подсознания в уровень сознания.

Маркетолог не может этого сделать, потому что он получает информацию от потребителей, которые сами не знают что им надо. Кто может это сделать? Это может сделать только маркетер, потому что маркетер – это специалист, который максимально прокачан идеей, лежащей в основе рынка. Благодаря этому он может управлять развитием рынка.

Как маркетер увеличивает продажи

Маркетер может улавливать тенденции в развитии идей. Маркетолог ищет, где рынок не доработан и дорабатывает его, а маркетер расширяет рынок, его границы. Маркетолог работает исключительно в границах рынка, а маркетер раздвигает эти границы. Например, маркетером был Стив Джобс, который улавливал тенденции развития идей некоторых рынков.

Например, маркетером был Стив Джобс

Он их реализовывал и за счет этого расширял границы рынка, модернизируя базовую идею, которая лежит в основе этого рынка. На уровне подсознания потребители ощущают эту модернизированную идею, поэтому у них формируется потребность именно в соответствии с этой идеей. В чем реальная проблема современной экономики, которая мешает продавать?

В том, что потребность всегда формируется на базе последней версии идеи, которая лежит в основе рынка, а вот товар для реализации идеи предлагается, скажем, так не самой последней версии. В редких случаях, когда в компании есть хороший маркетер, она предлагает товар соответствующий самой последней версии идеей, лежащей в основе рынка.

Как маркетер приносит деньги

Но в большинстве случаев в компаниях нет маркетеров и они предлагают товары предпоследней версии, либо даже товары, которые отстают от версии идеи рынка на много пунктов. Потребителям такие товары не интересны, потому что у них в сознании не до конца складываются пазлы. Потребители, глядя на эти товары, ощущают, что в них чего-то не хватает.

Такой порочный круг может разорвать только маркетер

Поэтому и не покупают их, ведь зачем покупать то, что не до конца соответствует твоей потребности. Такой порочный круг может разорвать только маркетер, который будет улавливать тенденции в развитии идей и реализовывать их в соответствующих товарах. Без маркетера вопрос не решить в принципе, ибо никто другой не сможет этого сделать в принципе.

Где взять маркетера? Один из вариантов получить маркетера – это поискать готового специалиста. Как уже было сказано выше, найти готового специалиста очень трудно, потому что это очень редкие кадры и не на всех рынках они есть. Редкость таких кадров приводит к тому, что они очень дорогие. Поэтому мало кто может себе позволить таких специалистов.

Где взять хорошего маркетера

Гораздо проще и дешевле пойти вторым путем и создать маркетера. Как создать маркетера? Создать маркетера в принципе просто, потому что маркетер – это всего лишь специалист, который максимально прокачан идеей, лежащей в основе рынка. Это значит, что для того, чтобы получить маркетера, надо какого-то специалиста прокачать идеей рынка.

Разница между маркетологом и маркетером существенная

Человек, максимально прокачанный идеей, автоматически становится маркетером данного рынка и может ее развивать, что он и делает. Маркетер улавливает направления развития идеи и организует ее реализацию в этих направлениях. Маркетер может подготовить задание для разработки товаров, которые будут соответствовать последним версиям идей.

Разница между маркетологом и маркетером существенная. Маркетолог работает с потребностями, о которых потребитель знает. Маркетер работает с потребностями, о которых потребитель еще не знает, а только догадывается. Набор инструментов для создания маркетера и организации его работы на сегодняшний день предлагается только в ноомаркетинге.

Маркетер как источник роста прибыли

Только ноомаркетинг позволяет создать товары, потребность в которых ощущается на уровне подсознании. Посредством ноомаркетинга можно создать товары, за которыми будет стоять очередь, как за новыми версиями iPhone и создать маркетера, прокачав кого-то идеей рынка с помощью леграммы рынка. Классический маркетинг позволяет получить только маркетолога.

Обсуждать больше нечего, все стало совершенно понятным

На этом холивар между теми, кто считает, что маркетолог и маркетер – это один и тот же специалист и между теми, кто считает, что это разные специалисты можно считать законченным. Обсуждать больше нечего, все стало совершенно понятным. В этом холиваре победил ноомаркетинг, который по полочкам разложил отличие маркетологов от маркетеров.

Победа на рынке достанется тем компаниям, которые будут иметь в своем штате как маркетологов, так и маркетеров, потому что одинаково важно как выжимать максимум в границах имеющего рынка, так и постоянно расширять границы, когда с рынка уже нечего взять. Хотите стать маркетерами, чтобы расширять границы рынка? Изучайте ноомаркетинг.

Топ-маркетолог: Павел Бернович