С 16 апреля абоненты, которых не перевели другому оператору с сохранением номера, будут иметь право на бесплатную сотовую связь. По данным «Известий», заявления на переход к другому оператору подали 286 914 абонентов, но на состояние на 15 апреля было перенесено лишь 147 435 номеров.

Начиная с 8 апреля, согласно закону «О связи» абоненты сотовых компаний могут перейти к другому мобильному оператору с сохранением номера в течение восьми дней, а юридические лица — в течение 29 дней.

АиФ.ru объясняет что делать, если эти сроки нарушены.

Кто имеет право на бесплатную мобильную связь?

На бесплатную мобильную связь имеют право те абоненты, которые не были вовремя переведены к другим компаниям, оказывающим услуги связи, по вине оператора.

В случае если переход к другому оператору не состоялся по вине самого абонента, например, из-за неоплаченного долга или неправильно оформленного договора, бесплатная сотовая связь ему не положена.

Для активации бесплатного обслуживания от абонента не требуется никаких действий (в том числе не нужно писать заявление об этом). Оператор также не обязан уведомлять клиента, что теперь должен обслуживать его безвозмездно.

Что становится бесплатным, если оператор не перевел абонента с сохранением номера за восемь дней?

услуги мобильной связи, предоставляемые по ранее заключенному договору;

услуги международного роуминга.

За что надо будет платить?

за доступ в интернет;

дополнительные платные услуги.

Куда абонент может обратиться с жалобой на действия оператора?

Если номер не передан в другую сеть в установленные сроки, а оператор продолжает предъявлять счёт за услуги, абонент может обратиться:

в Роспотребнадзор;

в Роскомнадзор;

в суд с иском о взыскании неправомерно удержанных денежных средств;

в полицию с заявлением о мошенничестве.

Почему «мобильное рабство» отменят не для всех?

После вступления в силу в 2006 году правил присоединения сетей электросвязи сотовым компаниям запретили работать с городскими номерами. Операторы, в свою очередь, чтобы сохранить число абонентов, стали предлагать им соглашения, по которым пользователи сотовой связи получали два номера: основной, «прямой» (он принадлежит компании проводной телефонии и потому не может быть сохранён за оператором или абонентом), и вспомогательный, в принадлежащих сотовым компаниям «негеографических» кодах — «кривой» номер (985, 903 и др.).

Если абонент, обладающий «прямым» номером, решит перейти к другому оператору связи, то он сохранит только «кривой» номер.

Как сменить оператора?

Начиная с 1 декабря 2013 года можно заказать услугу смены оператора с сохранением номера мобильного телефона. Для этого нужно написать заявление на услугу в офисе оператора связи, к которому вы хотите перейти. В течение восьми дней со дня подачи заявления номер должен быть передан от нынешнего оператора новому оператору, после чего последний выдаст вам новую сим-карту, обслуживающую существующий телефонный номер. О факте передачи номера новому оператору вас должны будут проинформировать SMS-сообщением. Стоимость услуги составляет 100 рублей. Воспользоваться ею можно только при отсутствии долгов по телефонному счёту.

Если по прошествии восьмидневного срока оператор не успел передать ваш номер новому оператору, он должен предоставлять вам услуги связи бесплатно до момента передачи номера.

Екатерина Шевалье