Юрий Борисович Норштейн размышляет о власти, о культуре, о современном телевидении и о сегодняшнем зрителе.

В галерее на Солянке продолжается выставка «Большие глаза войны», посвященная 65−летию Победы и 30−летнему юбилею выхода на экраны фильма «Сказка сказок» Юрия Норштейна. Кроме материалов о том, как рождался этот фильм, названный в 1984 году Международным жюри ФИПРЕССИ лучшим анимационным фильмом всех времен и народов. Кроме щемящих воспоминаний его создателей — людей, которые пережили войну, будучи маленькими детьми, на выставке можно увидеть материалы, которые формально к фильму или к войне не относятся. Но представляют огромный интерес для понимания нашего времени. Например, фильм «Юрий Норштейн», снятый болгарскими режиссерами в 1990 году. Его никогда не показывали и, верно, уж не покажут по российскому телевидению. А болгарские кинематографисты зафиксировали тот момент, когда обладатель Госпремии СССР (и множества других отечественных и международных наград, титулов и премий) становится безработным, забирает свою трудовую книжку из «Союзмультфильма». Пишет письмо тогдашнему главному по кинематографу с просьбой выделить его немногочисленной группе небольшое помещение для того, чтобы они смогли закончить свою «Шинель», потому как уже три года работа над фильмом стоит. На многочисленные предложения западных (например, французских) киноинститутов делать «Шинель» у них Юрий Борисович отвечает неизменным отказом, поскольку глубоко убежден, это кино должно сниматься только в России. С тех пор прошло 20 лет. О том, что думает режиссер о сегодняшнем времени, о месте и роли в нем анимации и культуры вообще, он рассказал на открытии выставки.

Об анимации

«Страна убила мультипликацию и ушла. Кто-то сказал: если на семь лет прекратить общение ученых, остановить науку, то все придется начинать заново. В искусстве тоже очень важен процесс непрерывной цепочки. Дерево не может расти-расти, потом пауза, потом снова расти. Выводы очень печальные, то, что мы видим в современной российской анимации, говорит не в пользу нашего времени. Может быть, я очень мрачен…

Но я скажу твердо: стране безразлична наша судьба. Нет финансирования, нет учебных заведений. Сейчас появляется новая генерация мультипликаторов, которые вообще забыли о том, что когда-то была великая школа. Киностудии «Союзмультфильм» больше нет. Тут к очередному юбилею Путин прислал телеграмму с пожеланием творческих успехов. А киностудии уже нет, она уже подохла. Понимаете, у нас боятся говорить правду руководителям. Когда мне «Нику» вручали (специальный приз «За выдающийся вклад в российский кинематограф» Ю. Норштейн получил 31 марта 2010 года. — Infox.ru), я все это сказал со сцены, так телевидение вырезало мою речь.

Если наши правители думают, что анимация — это роскошь, что ребенок может прожить без развития чувств и стать потом нормальным, это большая ошибка. И пусть не удивляются, что потом вырастают люди с холодными глазами, которые смотрят на все как на предмет наживы, на предмет практической пользы. Скоро наступят времена, когда не только будут составлять контракт брачный, но и контракт на дружбу.

Есть вещи, о которых не говорят, которые сами собой должны быть понятны. К сожалению, сегодня приходится повторять одни и те же азбучные истины. Но это мало помогает».

О зрителе

«Сегодня не могу представить ситуацию, когда «Сказка сказок», как когда-то в 1980 году, шла бы в московских кинотеатрах 14 месяцев. Я недавно был в Америке, целый месяц ездил по стране. Было множество встреч, показов, и внимание американцев меня поразило. Могу сказать, что американцы смотрят лучше, чем наши зрители. Мы же разучились смотреть фильмы вообще. Нас приучил к этому весь этот «гламурняк», вся эта шваль, которая сейчас идет на экране. Все это отучает человека мыслить. Мы читаем не те книги, смотрим не те фильмы.

Хотя есть некоторые явления, которые настраивают на то, что все-таки человеку хочется мыслить. Вот этот фильм по воспоминаниям Лунгиной, «Подстрочник», он шел восемь дней, по два часа каждый день. Это невозможно сегодня вообразить. И вдруг выяснилось, что он пользовался огромным успехом. Значит, человек соскучился по мысли, по человеческому взгляду, по ощущению, по искренности. А кинематографисты все время пытаются подсунуть нам что-то другое.

Знаете, сегодня все любят шумно цитировать Достоевского. Каждый выучил: «Кто я, тля или право имею?», про слезинку ребенка любой член Государственной думы процитирует. Процитирует и исчезнет. Я, признаться, не очень люблю это делать, потому что после этого даже слова Достоевского мне кажутся ложными, но теперь я тоже скажу. Сегодня все происходит прямо по пророчеству писателя: «Великий инквизитор пришел».

И он в лице режиссеров, в лице руководителей телеканалов: они знают, видите ли, что нужно зрителю. Как заявляет Константин Эрнст, это он знает. Хотелось бы знать, какие книги он в детстве читал. Про него говорят, что он культурный человек. А я говорю: нет. Потому что человек, который исповедует такую философию, не может называться культурным».

Про власть

«Я всегда рекомендую людям, которые стремятся во власть, почитать исповедь Марка Аврелия «Наедине с собой». Император и, в сущности, властелин половины Европы, при этом он оставался нормальным человеком и знал цену простым вещам: трещинке на черном хлебе, ползущему по корке муравью. Это то, что сегодня отрезано от наших высших политических деятелей. Они-то думают, что деньги — это все. На самом деле не все. Слава богу, никто из нас не огражден от смерти. Марк Аврелий об этом писал — о бренности жизни и о смысле жизни, эта мысль пронизывает все его произведение. Все время идет эта перекличка трагичности существования человека и способности осмыслить свое существование, сделать его выдающимся явлением для тебя самого, от рождения до смерти».

Послушать Юрия Борисовича Норштейна, задать ему волнующие вопросы можно будет начиная с 14 мая, когда в галерее на Солянке будут проходить встречи из серии «На высоких стульях». Следите за расписанием.

В Ночь музеев 15 мая здесь же будут показывать отрывки из «Шинели». А 19 мая в книжном магазине «Додо. Мэджик Букрум» будет проводиться ретроспективный показ фильмов режиссера и благотворительная распродажа книг Фонда Норштейна по студийным ценам в пользу работающих над «Шинелью» аниматоров.