Если нужно научиться чему-то новому, то о ваших успехах будет свидетельствовать именно появление негативных эмоций.

Выход из зоны комфорта неизбежно сопровождает любые попытки личностного роста. К примеру, если вы хотите научиться хорошо выступать перед публикой, то практикуясь в этом, преодолевая свое косноязычие, неуверенность и смущение, вы будете чувствовать себя очень странно и неловко.

Поскольку неприятное чувство дискомфорта обычно появляется гораздо раньше, чем первые признаки прогресса, оно может стать барьером на пути к успеху. Мы решаем, что это того не стоит, просто сдаемся и не достигаем своей цели.

Но если изменить отношение к дискомфорту и начать воспринимать его как позитивный знак, как что-то, к чему нужно стремиться (а не избегать), то такой способ мышления будет мотивировать нас продолжать движение к цели. К такому выводу пришли психологи из Корнеллского и Чикагского университетов (США), статья которых опубликована в журнале Psychological Science.

Исследователи провели пять экспериментов, в которых приняли участие более двух тысяч добровольцев. Все эксперименты были связаны с личностным ростом — в процессе участники получали какие-либо новые навыки.

Так, в ходе одного из экспериментов 557 человек учились искусству импровизации. Упражнение называлось «Передай фокус» — один из участников двигался по комнате в импровизированном танце столько, сколько хотел, в то время как остальные члены группы должны были замереть на месте. В какой-то момент двигавшийся человек решал передать «фокус» кому-то другому. Тот, в свою очередь, начинал двигаться, и потом повторялось все сначала.

Перед началом эксперимента половине участников было сказано, что их цель — почувствовать себя неловко и дискомфортно, и эти ощущения будут признаком того, что учеба продвигается нормально. Остальным участникам просто выдали инструкции, но о дискомфорте не упоминали.

Когда ученые проанализировали видео, записанные во время мастер-класса, то оказалось, что участники, которых нацелили на стремление к дискомфорту, вели себя иначе, чем остальные — они дольше находились «в свете софитов», прежде, чем передать «фокус», а также гораздо свободнее и раскованнее импровизировали, не боясь показаться странными и смешными.

Как считают исследователи, это говорит о том, что во время выполнения задания участники из «дискомфортной» группы были сильнее замотивированы. Опрос, проведенный по окончании эксперимента, также показал: многие участники были уверены в том, что во время мастер-класса им удалось достичь поставленных перед собой целей.

Результаты других экспериментов подтвердили, что стремление навстречу дискомфорту способно мотивировать людей в самых разных ситуациях, помогая преодолевать трудности и расти над собой.