История Земли могла полностью измениться в тот день, когда Христос на ослике въезжал в Иерусалим. Что стоило народу понять, что Бог и царь — разные вещи? Ведь это элементарно — Царство Небесное никогда не будет царством земным, это так просто. Если бы жители города услышали Иисуса, мы бы жили в другой вселенской реальности.

Теоретически такая возможность была. А практически надеяться было не на что. Слишком все было запущено. Настолько, что народ рисковал погибнуть в невежестве. Если бы Христос не пришел в Иерусалим, пропал бы плод тысячелетних Божественных трудов.

Наступило время Великого поста. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Несколько раз в неделю на сайте foma.ru вас ждут вдохновляющие материалы к посту: учение Церкви о посте и покаянии, опыт святых и личный опыт современников, практические советы и разговор со священниками.

Чем громче кричал народ, приветствовавший Христа, тем очевиднее становилось, что Его убьют. Если бы они догадались, что Господь приходит вместо царя, встреча могла бы быть гораздо скромнее, а народ сдержаннее и задумчивее. Таким он бывает на Пасху. Тихая радость пришествия Бога, смешанная с надеждой и печалью о себе.

Но народ не узнал Христа. Ему не нужен был близкий Бог, ему нужен был генералиссимус, и победа над Римом, и власть над миром.

Христос вошел не во врата города, Он вошел во врата Свой смерти.

Великий пост обрамлен смертью. Вначале это смерть Адама в мир, в конце — смерть Христа в Рай. Человек вошел в мир смертью, Богочеловек прошел врата смерти в обратном направлении. И нам предстоит проделать этот путь домой через обратную дорогу смерти. Очевидны параллели грехопадения и спасения. Похожи ступени лестницы смерти, ведущие вниз и вверх.

В Великий Понедельник вы видим бесплодную смоковницу и Христа и вспоминаем плодоносное Древо Рая. Два древа, два противоположных образа, две судьбы.

Во Вторник Иисус рассказывает притчи о талантах и о разумных и неразумных девах. Адам еще не согрешил, в его руках таланты — дары Бога, он еще может поступить, как мудрые девы.

В Среду мы вспоминаем предательство Иуды и народа. Этому событию соответствует предательство Адама. Первый человек предал Отца, согласившись с сатаной, как согласился с сатаной Иуда. Адам через решение вкусить запретный плод стал первым Иудой.

В Четверг вспоминаем Тайную Вечерю — и трапезу Адама, закусившего яблоком.

В Пятницу Христос умирает на Кресте. Этому противолежит мучительное вхождение Адама в мир, полный бесплодных древ и кустарников с шипами. Шипы возлагаются на главу Иисуса. Адам умирает в землю, Христос «умирает» в Небо.

В Великую Субботу Христос проходит через врата смерти в одном направлении, Адам в противоположном. В покой Субботы Христос сокрушает ад. Адам оказывается в замешательстве посреди пустынной земли — как жить в новом мире?

Аналогия с Адамом завершается. Христос и Адам разминулись в дверях ада и смерти.

Воскресение — восстановление Рая. Новый Рай совершенней прежнего. Жители нового Рая более искусны и более опытны, чем Адам. Они знают зло в лицо, знают, как выглядит соблазн и власть сатаны. Выйдя на новый уровень богоподобия в знании и в духе, они говорят Богу «да», а сатане «нет». И мы можем быть такими, как они.

В Великий пост впрессована вся история человечества. Та, которая была, которая есть и которая будет. В пост вставлена и наша жизнь, и наша возможная судьба. И нам предстоит пройти врата смерти в обратном направлении, если хотим жить с Богом. Или пройти вторые врата смерти — врата ада — и стать еще примитивнее, грубее и уродливее, чем мы были на земле. Как мы отличаемся от Адама, так житель ада отличается от нас.

Христос несколько раз плакал. Плач о Иерусалиме и плач о Чаше отстоят друг от друга всего на несколько дней. Плач о Иерусалиме — жалость потерять плод работы длиной в тысячелетия. Так мы будем плакать о том, что теряем привычный и любимый наш мир. Плач о Чаше — это томление смерти. Все мы тоже пройдем через это. Только Христос проламывал Свой путь через смерть, преодолевая сопротивление вражьей силы. Его душу томило вселенское зло. Наш путь открыт и расчищен, но и нам страшно, и нашу душу томит смерть.

Но почему смерть? Зачем умер Сын Божий, разве обязательно было умирать Христу?

У нас нет выбора. Здесь нельзя оставаться вечно. Оставшись навечно в этом непреображенном мире, мы уподобимся пресловутому Вечному Жиду, чье проклятие в невозможности умереть. Никому не нужен непропеченный хлеб и недостроенный дом. В бесконечной жизни нет завершенности и смысла. Мы логично покидаем землю печали и возвращаемся так, как пришли, обратно, через портал скорби — в Рай.

Да, смерть. Да, страх и томление. Но и слова Христа об умершем Лазаре и его болезни смертной:

— Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.

Мы, входя в праздник Входа Господня в Иерусалим, вступаем вместе со Христом в Его смерть и в Его воскресение: Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним (Ин. 11: 16).

Для того, чтобы и нам, как Лазарю, услышать:

— Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11: 43).

Господь сказал в века:

— Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня (Ин. 11: 42).

Мы слышим — и идем обратно домой.

Помоги нам, Господи, не сбиться с пути и не прельститься новыми адамовыми плодами.

Текст — отрывок из книги священника Константина Камышанова «Недели приближения. Вектор и акварель Великого поста».

Приближение — не только к Пасхе, недели Великого поста приближают нас к Богу и Бога к нам. От чтения Великого покаянного канона в темных храмах, от мрака богооставленности, через святоотеческую школу молитвы и борьбы с грехом вектор поста ведет к «взаимообмену любви» с Богом и ближним. Писатель и художник, отец Константин Камышанов чередует разъяснение смыслов с картинками православной жизни — на службе в храме, дома и на весенней улице, яркими и духоподъемными, заражающими любовью к Великому посту.