Вот скажите, вы в колдовство верите? Верите, что ведьмы по ночам на метле на шабаш летают? Не верите? А почему? Потому что никогда не видели своими глазами? А вот лет 500 назад люди верили, хотя могу об заклад биться, что тоже своими глазами никто процесс перелета ведьм на лысую гору не зафиксировал. Но так боялись этих самых ведьм-невидимок, что под шумок в Европе сожгли и замучили до смерти от 30 до 100 тысяч человек. Преимущественно женщин, конечно. И это еще по скромным подсчетам – документы о судебных процессах, как правило, сжигались вместе с колдунами, поэтому цифры очень противоречивые. Как же наши предки дошли до жизни такой? Поразмыслим?

Вообще, удивительное дело – древние люди и даже жители темного, непросвещенного раннего средневековья не слишком заморачивались на тему колдовства, всевозможных ведьм и знахарей. Ну не мешали они им! Да и не до них было – жизнь была не сахар, забот полон рот… Что интересно – и церковь тоже не слишком много внимания уделяла этому вопросу. Простой народ верил в сверхъестественное и не беспокоился по этому поводу, а церковники – не верили и тем более не беспокоились. И вдруг – веке в тринадцатом первой ласточкой во Франции, в Тулузе сожгли пару-тройку ведьм. А в четырнадцатом -уже 400.

Впрочем, до 15 века по большому счету до ведьм у церкви руки не доходили – отвлекали всевозможные еретики. Любые отклонения от основной католической религии не приветствовались и всячески подавлялись. Пока разбирались со всевозможными гугенотами, иудеями и вальденсами церковникам было не до ведьм… Но когда порядок в этом деле был наведен, пришло время заняться другими «неформалами». Ноги у охоты на ведьм растут от тех же вальденсов и прочих еретиков – под пытками их тоже заставляли признаваться в колдовстве, связях с дьяволом и прочей вакханалии.

Неожиданную роль в процессе разжигания конвейерной борьбы с ведьмами сыграло просвещение. Куда как легче стало народ информировать о происках ведьм посредством печатного слова.

Поскольку в чистом виде верить в ведьм и колдунов было как то не по-христиански – церковь разработала концепцию, что де ведьмы – это орудие дьявола, что по земле ходят демоны, рожденные от связи человека с дьяволом и прочая, и прочая… В качестве доказательства и опорной точки этой теории решили использовать очень неоднозначный религиозный документец под названием Canon Episcopi.

Документ был написан в 9 веке (хотя тогда думали, что написан он был еще в 314 году) и среди всего прочего, к делу не относящегося, содержал параграф, в котором с легким сарказмом рассказывается о людях, верящих в то, что некоторые женщины по ночам отправляются за компанию с богиней Дианой скакать на спинах разных животных и по ее приказу делают всякие гадости. Причем сам автор явно в эту чушь не верит и именно об этом пишет, но церкви нужно было оправдание – и оно было найдено.

Ну и конечно теперь нужно было народ убедить во вредности существования ведьм для простого обывателя – а то ведь просто сам факт их существования мало кого заботил. Поэтому на ведьм валили все – импотенцию, бесплодие, падеж скота, детские и взрослые болезни, неурожай… Как только народ начал «прозревать», дело пошло куда как активнее. Начался массовый психоз – все кругом неожиданно поверили в то, что кругом «враги народа» которым только дай кого-нибудь отравить, сделать евнухом, совратить с пути истинного…

Тут и пригодилась, созданная в свое время для борьбы с еретиками святая инквизиция. Создавалась она для удобства – чтобы светские суды обойти. Уж больно в них связи и взятки имели значение. Инквизиторы заскучали было после окончания массовой борьбы с еретиками, а тут как раз подвернулась охота на ведьм. И католические священники взялись за дело с удивительным пылом.

Французы начали борьбу с колдовством первыми, потом знамя с удвоенным пылом подхватили немцы – вот уж где трудолюбие нации сыграло злую шутку над народом. Немцы подошли к вопросу охоты на ведьм обстоятельно – в 15 веке пара доминиканцев Иаков Шпренгер и Генрих Инститор написали целый труд - пособие по распознанию, изобличению и наказанию всевозможных ведьм и колдунов под названием «Молот Ведьм». И сразу прославились как люди богоугодные, мудрые и знающие. А между тем, вряд ли какой другой литературный трактат причинил невинным людям столько боли и страха… Опубликовали «Молот Ведьм» в 1486 году, а потом переиздавали чаще чем «Войну и мир», да еще и на разные языки этот бестселлер перевели – чтобы всем европейцам этот шедевр стал доступен.

Суть книги сводилась примерно к следующему. Во-первых, в «Молоте Ведьм» излагалась детальная информация, почему ведьмы хуже дьявола, доказательства их существования и почему людей, которые в ведьм не верят, следует считать еретиками и наказывать как таковых (могу поспорить, это сильно поубавило количество защитников «ведьм», если таковые имелись). Во-вторых, подробно излагались злодеяния ведьм и способы их осуществления - методы работы так сказать. И, наконец, самая впечатляющая часть была именно пособием по работе с ведьмами: как возбудить дело против ведьмы, как собрать свидетельские показания, ну и, наконец, как «уговорить» ведьму признаться в злодеяниях.

Книга прямо-таки дышит женоненавистничеством. В те далекие времена католическая церковь женщину и так ставила практически наравне с животными, а тут еще и повод появился обвинить противоположный пол во всех смертных грехах. Есть мнение, что это стремление мучить и убивать является результатом сексуальной неудовлетворенности католических священников, обреченных на целибат. Охотно верю – потому что чем-то ведь надо объяснить весь этот ужас. И ладно б еще только церковь взялась за дело... Но нет - даже среди народа нашлись активисты – борцы за «безведьменное» существование.

Появились такие себе «распознаватели» ведьм. Например, в Бургундии прославился один пастух, который якобы видел в зрачках ведьм дьявольскую метку. Причем никто другой эту метку не видел. Вместо того, чтобы справедливо заподозрить, что с пастухом что-то не так, всех отобранных им «ведьм» тащили в суд, пытали и казнили. Или вот, например, уже в 17 веке, в Беарне какой-то шестнадцатилетний подмастерье заявил, что он-де посетил шабаш и там овладел секретным знанием, как распознавать ведьм при помощи меток на лице (родинок, иначе говоря). И проявил желание быть полезным в этом направлении. По тридцати деревням прошелся сей юный отрок и выявил 6210 ведьм!!!

А сколько было просто заинтересованных лиц, которые писали доносы на неугодных родственниц, разлучниц, соседей! Способ отомстить не по-детски оказался непреодолимым искушением, и народ кинулся строчить кляузы. В ведьмовстве подозревались все подряд: слишком удачлив в бизнесе – на дыбу колдуна, слишком нравишься мужчинам – на костер ведьму, слишком грустный, слишком образованный, слишком часто у тебя в доме болеют, слишком стеснительный – на костер! Причем, даже слишком благочестивым быть было не хорошо. В 1629 году в славном городе Вурцбурге сожгли девятнадцатилетнюю красавицу Барбару Гобель – «самую святую деву Вурцберга». Уж больно подозрительно благочестивая она была и набожная для женщины.

Старушкам, конечно, доставалось больше всех. Во-первых, стереотип ведьмы, как ни крути - уродливая старуха. Во-вторых, зятья нашли отличный способ избавляться от тещ, а безжалостные родственники – от лишних ртов в семье. Вторая группа риска это одинокие женщины в принципе – вдовы, старые девы. И третья – красивые женщины, искушавшие мужчин и вызывавшие ревность у женщин.

Вот, к примеру, история вдовы по имени Рейн Першваль из Базуля. Собственный зять обвинил ее в смерти ее внучки в 1599 году. Тут же нашелся и местный представитель знати, который считал, что заболел именно по милости несчастной вдовы. Сразу и соседи припомнили своих мертворожденных телят и плохие урожаи… В общем надежды на спасение у женщины не было. Однако она до последнего своей вины не признавала. Но, в конце концов, под пыткой ей пришлось уступить. Призналась и в походах на шабаш, и сообщников выдала… Сожгли. И – само собой - взялись за сообщников.

Или вот – Адриенна Д’Эр из Монбельяра, вдова ювелира, которая занималась барышничеством. Свидетелей против нее нашлось аж 32. Видно крепко насолила соседям женщина! В чем только ее не обвиняли – и в смерти ребенка, которому она дала кусок хлеба, и в порче молока, и в слепоте мужчины, женщины и двух детей, и в смерти лошади, и в попытке похищения детей… И уж в совсем абсурдных деяниях – что гуляла-де она на улице в виде кошки, и что проникала в дома сквозь закрытые двери и по ночам гремела чем-то! На допросе Адриенну спросили, верит ли она в колдовство. Скажешь «нет» - получается что ты еретичка, скажешь «да» - придется объяснять, откуда такая уверенность. Все вопросы были подобраны так, чтобы рано или поздно обвиняемый оступился. И Адриенна Д’Эр, несмотря на разумные ответы, тоже загнала себя в угол, согласившись признать себя ведьмой если у нее на теле найдут ведьмовскую отметину. Это был излюбленный способ обнаружения ведьм – обвиняемого раздевали догола и втыкали в тело иглу в разных местах. Рано или поздно находилось нечувствительное место (обычно в родимых пятнах), где обвиняемый не чувствовал боли. И все – готовься на костер. У Адриенны такое место тоже нашлось где-то на спине. Но женщина отказалась признать, что это метка дьявола. И только после продолжительных пыток и трехнедельного пребывания в тюрьме она согласилась с обвинениями, рассказала про шабаши и про демонов… Чем все это для нее закончилось и так понятно.

Или вот еще «интересный» случай. В городке Герольцгофен арестовали четырех старух. Под пыткой они не только признались, что сами являются ведьмами, но и что во всем судебном округе есть не более 60 человек совсем к колдовству не причастных. И пошли аресты: сначала 3 женщины, потом 5, потом 10, потом еще 14 человек (в том числе уже и трое мужчин). Всех сожгли. Потом арестовали еще 26 человек – и тоже на костер отправили. Дальше посыпались кляузы и доносы. Начались такие разброд и шатания, что в конце концов вмешался местный князь-епископ и учредил порядок своим указом: "Отныне должны местные власти еженедельно по вторникам, кроме дней великих праздников, учинять сожжение ведьм. Каждый раз их надо ставить на костер и сжигать душ по 25 или 20 и никак не меньше, чем 15". Организованный все же народ эти немцы…

Вот лишь небольшая доля статистических данных о сожжении ведьм, дошедших до нашего времени. «В Лотарингии за15 лет были сожжены около 900 ведьм, епископ Бальтазар Фосс сжег в Фульде 700 человек, 600 человек были сожжены в Бамберге, 121 человек за три месяца — в Оснабрюке, в небольших деревушках вокруг Трира казнили 306 человек, в Женеве за короткий период времени в 1542 году сожжено 500 ведьм, в Кведлинбурге за один день 1589 года погибли 133 человека…» Список можно продолжать еще очень долго.

И ведь что интересно – «гуманные» авторы «Молота Ведьм» рекомендовали судьям не пытать ведьму пока идет обычный допрос. Авось сама сознается. Ну а уж если по-доброму не хочет признаваться и идти не костер, тогда советовалось сначала ненавязчиво разложить инструменты для пытки в соседней комнате и дверь туда приоткрыть. И чтобы там кричал кто-нибудь или стонал погромче… Страх – чем не средство манипулирования обвиняемыми? Иаков Шпренгер и Генрих Инститор не понаслышке знакомы были со всеми этими методами – книга «Молот Ведьм» основывалась на их многолетней практике. Ну а если уж допрос и страх не срабатывали – тогда применялись методы, от которых просто мурашки по коже.

Предполагаемым ведьмам загоняли железные клинья под ногти, устраивали пытку водой (связывали запястья и лодыжки вместе, сажали на козлы и вливали не менее 9 литров воды в рот, если не срабатывало – пытались влить уже в 2 раза больше), поджаривали пятки на жаровне, прикладывали к ногам специальные деревянные колодки и при помощи хитрой конструкции из колышков и веревок закручивали, пока кости не лопались, рвали грудь вилами, а тело раскаленными клещами, подвешивали на дыбу и еще много чего делали, о чем даже писать страшно… Пытать каждого обвиняемого рекомендовалось не более трех раз (впрочем, больше и не требовалось), между пытками должен был пройти хотя бы день – чтобы обвиняемый пришел в себя и возможно признался сразу… Понятно, что после таких пыток все обвиняемые оказывались колдунами и ведьмами. Ну и заодно появлялись «сообщники». Судебный конвейер не прекращал работу…

Лишь в 17 веке охота на ведьм пошла на убыль… Фанатизм охотников на ведьм пошел на спад – и как раз во время. Женское население в Западной Европе существенно сократилось. Последние судебные процессы были уже совсем не те, что прежде – торжество разума еще не наступило, но все же приближалось.