Зелёная Тара (тиб.: Долма), Зелёная Освободительница. Наиболее распространённый аспект Тары, защитницы всех существ. Иногда её считают супругой Будды Амогасиддхи. Но, согласно самой распространенной легенде, она возникла из слезы Бодхисаттвы Сочувствия Авалокитешвары, которую он пролил, увидев неизмеримые страдания бесчисленных существ.

Обычно считалось, что обрести Просветление можно лишь в теле мужчины, а женщине, накопившей многие заслуги, необходимо испытать еще одно перерождение. Когда Тара, будучи ещё начинающим Бодхисаттвой, была поставлена перед выбором, в каком теле — мужском или женском — перевоплощаться для принесения пользы другим, она предпочла женский облик, чтобы вдохновлять своих последовательниц, поскольку на абсолютном уровне нет различия между мужским и женским.

Две жены прославленного тибетского царя Сонгцена Гампо, содействовавшего распространению буддизма в своей стране, были признаны воплощениями Тары. Непальская принцесса в качестве Зеленой Тары, а китайская — в качестве Белой Тары.

В Хинаяне Зеленая Тара неизвестна вообще, в Махаяне — мало, а в Ваджраяне такая форма Бодхисаттвы-женщины получила сильное развитие. Проявляясь также в двадцать одном аспекте, она защищает обращающихся к ней от любых страхов и опасностей и оказывает быструю помощь во всех трудных ситуациях.

В тибетской буддийской традиции считается, что Тара воплощается во всех хороших женщинах. В Тибете, Монголии, Непале, Калмыкии и Бурятии её почитают больше других Бодхисаттв. Говорится, что практикующий её мантру побеждает всех демонов и уничтожает препятствия, спасается от восьми несчастий и восьми омрачений. Вот что пишут об этом тибетские источники: «Существует восемь внутренних и восемь внешних препятствий, которые сгруппированы попарно: привязанность, подобная реке, гнев, подобный огню, невежество, подобное слону, зависть, подобная змее, гордость, подобная льву, скупость, подобная железной цепи, ложные взгляды, подобные вору, и сомнение, подобное людоеду». Люди взывают к Зеленой Таре с просьбой о защите от физических бедствий, а те, кто стремится к духовному развитию, надеются на ее помощь в преодолении внутренних омрачений. Считается также, что она избавляет от двадцати одного вида страхов.

Шестнадцатилетняя Тара сидит на лотосе и лунном диске. Правая нога вытянута вперёд и поддерживается цветком лотоса. Эта поза активности символизирует готовность Тары мгновенно прийти на помощь. Открытая правая рука опущена вниз в жесте даяния. В левой руке, большой и указательный пальцы которой соединены в жесте наставления, она держит стебель цветка лотоса, а три поднятых пальца символизируют Три Драгоценности. Цвет ее тела символизирует активность и исполнение желаний.