Когда говорят, что Амстердам – это город музеев, то не кривят душой нисколько. Здесь и вправду на небольшом пространстве сосредоточено много музеев, галерей, которые посвящены самым разнообразным вещам. Что самое важное, некоторые из них созданы специально для детей. Правда, если вы заглянете внутрь, то в это трудно будет поверить. По крайней мере, с первого взгляда. Так как родителям здесь почти так же интересно, как и их маленьким спутникам. Правда, спутники не всегда маленькие, так как этот музей рассчитан на детей от шести до шестнадцати лет. И некоторые объекты и впрямь можно показывать только взрослым.

Попав сюда впервые, вы будете поражены тем, как дети живо и радостно реагируют на экспонаты. Согласитесь, явление удивительное и беспрецедентное. Как правило, музей подразумевает тишину, внимание и, что скрывать, порой даже некоторое уныние и разочарование. Особенно у детей. Но только не здесь. Вокруг постоянно слышатся возгласы удивления, детский визг, крики, аплодисменты и даже свист, как на футбольном матче. Так дети выражают свой восторг от увиденного. И в этом им никто не препятствует. Наоборот, это даже поощряется. Ведь это означает, что ребёнок действительно что-то понял, а потому ему интересно. А значит, идея удалась.

Кстати, об идее. Возник этот музей довольно давно. Его идея, если можно так сказать, витала в воздухе. Он возник на базе организации, которая сначала, в 1920-е годы, называлась Музеем труда, а позднее – Голландским институтом индустрии и технологий. Однако к концу ХХ века стало очевидно, что в стране образовалось слишком много профессоров. Тогда как студентов катастрофически не хватало. В этой ситуации решили искоренить проблему не на какой-то стадии, а в самом её зародыше пустить по принципиально иному руслу.

Взрослые задумались о том, как сделать так, чтобы студентов стало больше. Что предпринять, чтобы дети сами стали интересоваться наукой? Вот тогда-то и возникла идея такого образовательного музея, который мог бы пробуждать интерес к науке и технологиям с самого раннего возраста. И к 1997 году был возведён музей «Новый метрополь», будущий Немо.

На этом приключения музея не закончились, так как невнятная концепция музей привела к тому, что он даже оказался на грани банкротства. И вот тогда было принято самое, наверное, важное решение за всю историю существования музея, а именно - поменяли его концепцию.

Помогла им в этом, как ни странно, сама архитектура здания. Дело в том, что построил музей знаменитый на весь мир архитектор Ренцо Пьяно, который когда-то создал совершенно новый стиль в архитектуре – стиль хай-тек. Если кто-нибудь был в Париже, то наверняка он там видел центр Помпиду – музей современного искусства. Так вот, его тоже построил Ренцо Пьяно в соавторстве с ещё одним, столь же прогрессивным архитектором. Идея стиля и особого внешнего вида музея пришлась настолько по вкусу публике, что с тех пор Пьяно считали главным музейным архитектором и приглашали во многие города для постройки претенциозных современных выставочных и музейных зданий. Именно это и произошло в Нидерландах.

Когда назрела необходимость создать суперсовременный музей, пригласили именно его. И он оправдал возлагавшиеся на него надежды. И даже сверх того. Он создал принципиально отличное от здания в Париже сооружение. На этот раз все трубы и коммуникации были спрятаны внутрь здания. И благодаря этому можно увидеть, как и каким образом устроено и функционирует здание музея, рассказывающего нам о том, как устроен и функционирует окружающий мир. Такая вот интрига даже в самой архитектуре. Поэтому нельзя относиться к телу музея с пренебрежением. Иногда оно может многое рассказать нам о том, что находится в нём самом. Как, например, в этом случае.

Вообще внутреннее пространство Немо вообще очень рационально, удобно и эффектно. Оно устроено так, что где бы посетитель ни находился, он почти всегда видит огромное пространство всех четырёх уровней музея. И возникает такое замечательное ощущение одновременности всего происходящего — некоего сквозного, пронизывающего все этажи действия. Но главную игру Пьяно затеял с городской и природной средой, которая в итоге и создала концепцию музея и его название – имя капитана из романа Жюль Верна «20000 лье под водой».

Прямо из воды амстердамской бухты выступает сооружение, напоминающее нос корабля, позеленевший от патины, покрывшей его медную обшивку. Правда, самому архитектору сравнение с кораблём не нравится – слишком прямолинейно. У него был иной замысел, который становится понятным, если взглянуть на транспортную карту города. Дело в том, что музей расположен прямо над въездом в длинный туннель, который находится как раз под гаванью. Но туннель уходит вниз, а крыша Немо – вверх. И создаётся двойственное впечатление. Кажется, что можно уйти под воду, а можно взмыть по наклонной поверхности крыши под небеса. Так на этот раз Пьяно вывернул наизнанку не само здание, а то, что находится под ним. Вот так и получилось, что здание музея – это зеркальное отражение тоннеля на поверхности земли.

Так помог «корабль» Ренцо Пьяно создать новый музей с новой концепцией и новыми посетителями. Посетителями заинтересованными и увлекающимися.

Официально музей называется Национальным центром науки и технологий. Есть и другое название, которое точно отражает суть построения экспозиции и взаимоотношений музея с его посетителями, – Занимательное путешествие между реальностью и фантазией.

А название Немо прекрасно отражает образ путешествия на грани вымысла. Удачно оно, прежде всего, потому что в переводе обозначает «ничто». Такое пустое открытое пространство, внутри которого детская фантазия с помощью музейных технологий может превратиться, пусть в виртуальную, реальность.

И это происходит постоянно. Надо сказать, что детям эта идея нравится. И то, что им приходится делать что-то самим, похоже, доставляет им немало удовольствия. Конечно, прийти в музей, где всё не только можно, а даже нужно трогать руками – удивительно. Поэтому назвать Немо музеем даже как-то не получается. Центр творчества, открытий и путешествий.

Всё начинается, как мы уже отметили, с самой архитектуры здания. Кстати, ещё один интересный момент. Снаружи Немо зелёного цвета, но это уже приобретено со временем. Более того, это ещё будет усиливаться, ведь постройка покрыта медью, которая под воздействием воздуха и воды быстро окисляется и зеленеет. Так что, ещё не входя внутрь, уже можно сделать маленькое, но открытие. И узнать что-то интересное и научное.

На первом этаже основной тематикой стал ДНК и цепные реакции. Здесь есть зал с гигантским домино и такими любопытными конструкциями, как гигантский колокол и летающий автомобиль. Ещё на первом этаже можно посмотреть представление, которое наглядно демонстрирует длинную цепную реакцию. Поднявшись на второй этаж, можно увидеть целую фабрику шаров. Их нужно подобрать по весу, размеру и цвету, а затем отправить в пункт упаковки, где они будут помещены в маленькие металлические коробки. Здесь же, на втором этаже, находится кафетерий и демонстрационный зал, в котором проводятся разные научные мероприятия и показываются фильмы. На этом этаже проходят выставки, посвящёные круговороту воды, электричеству, металлам и зданиям.

Поднявшись выше, на третий этаж, вы попадёте в гигантскую научную лабораторию, в которой можно проводить всевозможные научные эксперименты. Это место посвящено химии, производству, фабрикам и даже космосу. А на четвёртом этаже находится секция, посвящённая человеческому мозгу. Здесь можно провести проверку памяти, работы мозга и чувств. Здесь достаточно темно, но это только добавляет загадочности окружающей обстановке.

На самом последнем – пятом этаже – находится кафетерий, детская площадка и великолепный вид на окрестности города. Кстати, это чуть ли не единственное место во всём Амстердаме, откуда можно полюбоваться панорамой «Северной Венеции», как ещё иногда называют этот город. В этом Амстердам отличается от других городов Европы. Здесь и вправду больше нет ни одного доступного места, расположенного достаточно высоко, чтобы с него можно было рассмотреть город, например, ратуши со смотровой площадкой. А со ступенчатой крыши Немо открывается единственный прекрасный полноценный вид на старый город. И в этом, бесспорно, заслуга архитектора Ренцо Пьяно, который удивительно выбрал место для постройки, которое стало не только музеем, но и символом города.

И это только то, что можно рассказать кратко. Не останавливаясь на каждом экспонате. А ведь интересно именно это. Но как рассказать об этих объектах? Это почти невозможно, ведь перед вами не статические предметы, а вполне динамические объекты, которые живут своей жизнью, перевоплощаются, меняются, работают. Но всё это становится возможным только тогда, когда вы к ним подойдёте и запустите этот механизм. Например, есть очень интересное пособие по магнитным полям. Под стеклом, на широком столе находятся сотни крошечных магнитных стрелок. И если перемещать над ними сильный магнит, они дрожат и выстраиваются в замысловатый рисунок.

Вот так просто, безо всяких точных учебных формулировок, становится всё просто и понятно. Дважды объяснять не приходится. И нерадивых и глупых учеников здесь не бывает. Видимо, учителя хорошие. Ещё можно поиграть в «игру на бирже» или в «логистику», или в «бизнес-планирование». Садитесь к компьютеру (для каждой из этих игр создана локальная сеть), вставляйте входной билет в специальное гнездо, и сам компьютер или же сотрудник музея объяснит вам, что делать дальше. Кстати, биржевой аттракцион – это точная копия автоматических бегов в казино, только вместо лошадок здесь по кругу носятся брокеры.

Кроме того, здесь можно самому вызвать электрический разряд. В разделе генетики и биологии можно наглядно посмотреть на то, что называют генетикой, и понять, как именно она действует. Делается это тоже всё на конкретных индивидуальных примерах. Есть объекты, которые имитируют работу плотины, есть имитация работы фабрики. Можно принять участие в эксперименте под названием «Волшебный металл», в процессе которого вы ознакомитесь со свойствами металлов и увидите, что такое электромагнетизм. Используя кольцо и чаны с мыльной водой, можно самим выдуть гигантские мыльные пузыри. И много ещё чего интересного. Всего не расскажешь.

Сюда надо приходить самому и смотреть. И хотя считается, что это сделано для детей, взрослым тоже будет интересно. Возможно, даже интереснее, чем детям. И многим из нас станет грустно от того, что в нашем детстве не было таких музеев и центров, где всё было бы так понятно и доступно, а главное - весело, в виде увлекательной захватывающей игры. Ведь лучший способ обучения – это игра, это полное погружение в процесс. Именно этот принцип и лежит в основе центра Немо.

Если вы решите посетить его, то найти этот центр будет несложно. Находится он на Остердок, 2 (Oosterdok, 2), справа от Центральной железнодорожной станции, на расстоянии около пятисот метров. Причём до станции можно добраться любым видом транспорта, а вот от неё лучше всего пройти пешком. Удачного путешествия!

Автор статьи: Алюшкина Юлия