Лето, разгар туристического сезона. На туристических форумах кипят страсти. Недовольные полученным сервисом туристы кричат: «Никогда не пользуйтесь услугами туроператора N, там одни мошенники!» «Сами дураки, – привычно отвечают им работники турфирм, – нужно было договор читать».

«Сами дураки, – вторят им продвинутые туристы, – нужно было самостоятельно ехать». Так стоит ли доверять турфирмам?

Сама по себе идея покупки организованного тура не так плоха, и для многих (особенно для жителей провинции) является единственной возможностью куда-нибудь съездить. Попробуйте самостоятельно получить визу, если вы живете хотя бы в 100–200 километрах от Москвы и работаете полный рабочий день...

Опять же, для занятого (ну, или ленивого) человека мысль отнести пакет документов в ближайшее турагентство вместо того, чтобы самому бронировать отель, получить оттуда факс с подтверждением брони, купить авиабилеты, отнести это все в визовый центр, выяснить потом, как добраться от аэропорта до отеля и т.д., может быть очень привлекательной. Тем более что в результате поездка может выйти дешевле за счет стоимости перелета и скидок, которые туроператоры имеют в отелях.

Однако при выборе туроператора стоит принимать во внимание одну вещь – особенность российского бизнеса. А именно: наш бизнес ориентирован отнюдь не на удовлетворение запросов потребителя, он ориентирован исключительно на получение прибыли. Поэтому, как только вы принимаете решение о покупке, ответственным за результат становитесь вы и только вы.

Сначала проверяй, потом доверяй и не забудь собрать компромат – именно так я бы сформулировала лозунг российского клиента туристических фирм. Да-да, именно так, иначе ушлые работники турфирм вам потом в два счета докажут, что все проблемы во время поездки возникли по вашей собственной вине. В самом деле, кто же вас заставлял покупать у них этот тур!

Так что же все-таки делать, чтобы себя обезопасить? Для начала понять, что несоответствие того, что вы получили за свои деньги, вашим ожиданиям и несоответствие того же обещаниям туроператора – это, как говорится, две большие разницы.

Туроператор не несет ответственности за ваши иллюзии. Но – туроператор предлагает к продаже определенный продукт, и его прямая обязанность – предоставить вам полную информацию об этом продукте и дать гарантию исполнения своих обязательств.

Туроператор не может сообщить название отеля, где он предполагает вас поселить, сообщает только местоположение и категорию – отказывайтесь от его услуг или потом не жалуйтесь. У меня был случай с довольно крупным туроператором, когда две ночи в отеле Осло, прописанные в листе бронирования, в реальности оказались двумя ночами в гостинице аэропорта Гардемоен, находящемся в 50 километрах от Осло, и добираться в Осло нужно было сначала автобусом, а потом поездом-экспрессом.

Туроператор сообщает название отеля, но не дает никаких гарантий и оставляет за собой право поменять отель на равноценный – отказывайтесь или потом не жалуйтесь. На цены отеля влияют несколько параметров, и не факт, что замена будет предложена в соответствии с вашими предпочтениями. Если вы выбрали отель скромный, но в центре, откуда до всех достопримечательностей можно дойти пешком, замена на отель с более комфортными условиями проживания, но находящийся в часе езды от центра, вряд ли вас устроит.

Если в вашей программе стоит самостоятельный трансфер из аэропорта в отель или другое место, где вы должны присоединиться к группе, туроператор обязан знать и сообщить вам, какое время вам понадобится на дорогу, и каким транспортом вы можете воспользоваться.

Если вы покупаете автобусный тур – туроператор обязан сообщить вам, сколько времени предположительно будут занимать переезды. Он обязан это знать, иначе как же он планировал этот тур?

Конечно, контроль все-таки не дает полной гарантии того, то вы получите именно то, что вам обещали. От мошенников никто не застрахован. В моей практике был случай, когда мне на оплату присылали фиктивный лист бронирования, а после оплаты меняли программу – и это был, опять же, крупный туроператор с шикарным офисом в центре Москвы. Но, как минимум, здесь вы сможете составить претензию, основанную на документах, а не только на ваших эмоциях.

Одним словом, проверка, проверка и еще раз проверка. Если вы купили тур, для вас не должно быть неожиданностью местоположение отеля или расписание поездки. И это совсем не так сложно – ведь у нас есть Интернет.

Пусть на форумах полно флуда и заведомо заказных отзывов – представление о туроператоре все равно составить можно. Я лично пользуюсь простым правилом: положительные отзывы делю на десять, отрицательные умножаю на два, исходя из той простой особенности человеческой психологии, согласно которой люди гораздо чаще пишут жалобы, чем благодарности.

Автор статьи: Светлана Смородина

© Shkolazhizni.ru