Психическое рождение и контролирующая мать. Или что делать, если психически ты еще не рожден?

Человек в своей жизни рождается два раза. Первый раз-это его физическое рождение, а именно непосредственно сам процесс отделения тела человека от тела матери. С этого момента новорожденный начинает существовать как отдельный организм, хотя все еще и является зависимым от своей матери. Между собой принято называть этот день - днем рождения. Идет время, и , постепенно, функции матери, как объекта, помогающего нам в нашей физической беспомощности, становятся ненужными, так как человек научается обслуживать себя сам и без ее помощи осуществлять физические функции, например, самостоятельно принимать пищу, передвигаться. При этом совершенно ясно , что для полноценного взросления одних лишь физических функций явно не достаточно.

Для полноценного рождения необходимо родится психически, что собственно и является ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ РОДИТЕЛЯ - НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СТАНОВИТСЯ ВЗРОСЛЫМ, проводить его во взрослый Мир.

Что НЕ относится к психическому рождению?

К психическому рождению не имеет отношение духовный рост, развитие себя в духовном и религиозном плане. Не относится вера в Бога, попытки просветления и тому подобные действия. Чтобы понять как выражается психическое взросление, что это вообще такое, необходимо для начала как-бы отделить, чем взрослый (психически, а не биологически) человек отличается от психологического ребенка. Прежде, чем перейти к самим различиям, необходимо вспомнить одну важную вещь, а именно - базовые потребности человека. Для восстановления их в памяти просто перечислим основные из них, такие как потребность в безопасности, в любви, в самоактуализации, в становлении, в развитии и так далее.

Разница между психически взрослым и психически ребенком.

1. Ребенок (физически это может быть и взрослый человек) не способен осознавать свои собственные потребности. Он чувствует свои потребности, но не способен их выразить, оформить, не способен их осознать.

Психически взрослый способен в полном объеме осознавать потребности, выражать их и оформлять в свои собственные.

2. Логически следует, что ребенка от взрослого отличает способность самостоятельно удовлетворять свои потребности. Здесь и выше речь идет о базовых потребностях, часть из которых упомянута ранее.

У детей нет ресурса на то, чтобы самостоятельно их удовлетворять. Взрослый же способен сам свои потребности удовлетворить, либо осознав их , отложить на какой - то срок для возможности их удовлетворения. Пример: я осознаю свою потребность в собственном транспортном средстве, но откладываю реализацию этой потребности на несколько лет для того, чтобы в течении этого времени реализовать ее, либо нарастить достаточный ресурс для ее реализации. Иными словами, взрослый способен осознать и отложить потребность до того момента, когда он станет способен удовлетворить ее.

Тут же сразу можно подчеркнуть, что ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЯ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОСОЗНАВАТЬ И УДОВЛЕТВОРЯТЬ (или откладывать) СВОИ СОБСТВЕННЫЕ потребности, а не потребности их самих.

3. Ребенок нуждается в оценках всей своей деятельности, как в плюсах, так и в минусах. Так как он таким образом идентифицирует самого себя, определяет сам себя. У взрослого нет нужды и потребности в оценках своей деятельности, так как взрослый пользуется собственными оценками самого себя.

Таким образом, человек рождается второй раз, психически когда он:

1) осознает СОБСТВЕННЫЕ потребности

2) начинает сам удовлетворять собственные потребности

3) не ждет, что его похвалят, одобрят, начнут критиковать, а сам себе внутри на каждый поступок дает собственную оценку

Как родитель учит своего ребенка становится взрослым?

Критерием того, чему родитель учит своего ребенка является способ контакта родителя с ребенком, а так же то, какие смыслы он вкладывает в вопросы, задаваемые ребенку, и то, в какой форме он эти вопросы задает.

-что ты чувствуешь? (самый главный вопрос в любом возрасте)

-что ты думаешь? (о ком-то, о чем-то)

-что ты намерен / собираешься делать? (в контексте какой-либо ситуации)

При этом ни на один вопрос не дается никакого варианта. Так как если речь идет о маленьком ребенке, здесь не оценивается его мнение само по себе. Оценивается его способность говорить о самом себе, думать самому. Другими словами оценивается способность просто иметь свое мнение. Его хвалят за наличие самого этого процесса внутри него , который только о нем и только про него. Не говорят при этом о том, что в этом моменте ты думаешь правильно, а в этом нет.

Это и дает ребенку возможность родится психически. Именно этот процесс побуждает его становится взрослым. Не признание, уничижение ( в любой форме), обесценивание мысли или мнения ребенка ведут к тому, что он начинает бояться думать, бояться сам принимать решения, бояться отвечать за эти решения.

Боязнь осознавать (так как ему показали, что его мысли, желания и собственные осознания могут быть не правильными) ведет к инфантильности. Это и не дает ребенку родится второй раз, не дает ему повзрослеть.

Что делать, если ты еще психически не рожден?

Самый важный и самый первый шаг, который необходимо сделать, помимо того, что признать и осознать свою инфантильность, это понять, почему она вообще формируется в тебе. Что лежит в основе всего этого. Чаще всего, в основе лежит страх. Страх не понравится родителю, страх получить от родителя реакцию , которая укажет на неодобрение того, что ты чувствуешь, думаешь, делаешь. Ведь это не правда, что детям все равно на то, что думает родитель. Скорее всего, в роли такого родителя будет фигурировать мать, так как это тот объект, который живет в нас на протяжении всей нашей жизни и все дети, бессознательно, всегда стараются удовлетворить свою внутреннюю мать (и внешнюю тоже). У такого человека в основе всего лежит неосознаваемый страх вызвать недовольство мамы, который рождает тревогу. Тревога рождается от того, что нет уверенности в том, как отреагирует мама, понравится ли ей, он не знает чего ожидать. Обычно, матери таких детей являлись, либо являются контролирующими. Ребенок такой матери защищается. Чем может защищаться ребенок? Созданием своей семьи, рождением своих детей (особенно это ярко проявлено у девочек), начинают стремится очень много зарабатывать, получают три, четыре и более дипломов об образовании и все это лишь для того, чтобы защититься от мамы. Как бы для того, чтобы сказать ей я сам/сама уже взрослый/ая, я сама мать, я сам отец, у меня уже много образований, у меня уже большой заработок, отпусти и прекрати нарушать мои границы. Но это лишь защита, которая не решает проблемы.

Контролирующая мать.

Начнем с того, что за поведение такое она осуществляет, мать, которую мы называем контролирующей, и что за этим на самом деле стоит.

Что такое контроль? Это попытка отслеживания происходящего, диагностика, считывание того, что происходит с одной единственной целью - упорядочить. Расставить все по своим местам, так как правильно для тебя. следить за тем, чтобы все там и находилось. Контроль - это попытка навести порядок в той области, которая контролируется. Какую потребность в этот момент испытывает человек, в данном случае мать? Потребность навести порядок. Только само действие, реализующее эту потребность, находится не в ее собственных границах, а в чужих границах, которые ей доступны, границах своего ребенка.

Если человек нарушает чьи-либо границы, иными словами не видит их, то в первую очередь это говорит о том, что он не видит и не имеет границ своих собственных. Причина практически любой проблемы, на прямую или косвенно лежит в вопросе нарушения личных границ. В том, что человек не знает, не видит границ своей же жизни, где они начинаются и где заканчиваются. А так же где заканчиваются его и начинаются чужие.

Мать, контролирующая жизнь ребенка, патологически нуждается в контроле над собственной жизнью. Но для того, чтобы начать это делать, необходимо честно в эту самую жизнь посмотреть, что часто и является самой большой проблемой для того, кто контролирует. Именно этого делать не хочется, не смотря на острую потребность, которая и спешит реализоваться , но только в чужих границах. Зачастую, контролирующая мать имеет глубинную потребность навести порядок в отношениях с собственной мамой, хотя могут иметь место и отношения с другими людьми.

Что необходимо?

Необходимо через боль, через страх, прилагая все усилия , так как рождение не бывает безболезненным , перерубить то, что привязывает к такой матери и обратится к ней же. Это своего рода разворот в ее же сторону, но уже другим своим качеством. Разворот к ней на равных. Разворот лицом к лицу как к собеседнику, для того, чтобы говорить и заявлять. Заявлять самого себя. Говорить о том, что важно именно мне, о том, чего хочу именно я. Разговор не о том, что будет безопасно обсудить, потому, что такие дети имеют целый арсенал безопасных тем для разговора с мамой, это люди, настолько тонко чувствующие грани, которые могут они перейти , а которые нет , что все их общение с мамой сводится к формальному отчету о том, что сейчас происходит в ее/его жизни. Необходим разворот и разговор не так, как нравится маме, не о том, что ей нужно слышать, а о том, что чувствуешь именно ты, говорить о своих потребностях (при условии, что они уже осознанны), удовлетворять их.

Психическое рождение - это полное отделение от матери, это разворот в ее же сторону , лицом к лицу , и заявление самого себя в уже совсем новом качестве. Качестве отдельного, взрослого и самое главное самостоятельного человека. Это получение навыка жить самостоятельно. Без ее контроля. Без ее участия. Без ее оценок, одобрения.

Ефремова Диана