Истинная дружба дороже жемчугов и яхонтов. И встречается ещё реже… Это дружба, которая и после смерти друга длится. Это посмертные верность и преданность.

…Были две подруги-актрисы Жемчугова и Гранатова. Выступали в театре, танцевали и пели. Жемчугова пела хорошо очень, а Гранатова танцевала превосходно. И люди видели на сцене актрис, красивых, в роскошных костюмах, счастливиц: вот Жемчугова, вот Гранатова. Как отлично они поют и танцуют

А на самом деле это были две крепостные девушки, почти рабыни: Таня Шлыкова и Параша Ковалева. У одной отец кузнец-пьяница, у другой отец - дворовый оружейник; принадлежали они графам Шереметевым. Вот как вещи принадлежат или домашние питомцы, так и люди принадлежали другим когда-то. И красивые фамилии им дали для выступления на сцене: Жемчугова и Гранатова.

Прасковья Ковалева-Жемчугова вышла потом замуж за графа Шереметева. Такой вираж сделала судьба, - полюбил граф крепостную актрису всей душой. И дали подругам вольную, отпустили из рабства. Хотя по тем временам и вольная, и особенно брак были делом редким, почти невиданным.

И было недолгое счастье. Подруги не разлучались, оставались вместе. А когда Параша умерла от чахотки, оставив крохотного младенца, Татьяна стала о младенце заботиться. Не ушла. И всю свою жизнь посвятила этому ребенку своей подруги, - граф-то тоже вскоре покинул этот мир.

Прасковья Жемчугова успела построить Странноприимный дом, для бедных бездомных людей, чтобы они могли найти приют и убежище. И чтобы имени там не спрашивали, просто пускали и кормили. Не в имени дело. А в человеке страдающем.

А потом Татьяна Гранатова продолжила дело подруги, всю свою долгую жизнь она занималась добрыми делами. Им и посвятила себя. Своей семьи не завела...

Кто знает, что пережили эти девочки, Параша и Таня? Никто не знает. Потому как на сцене видели блистательную Жемчугову и великолепную Гранатову. Как весело они пели и плясали, развлекая публику. И как сияли золотом их театральные одежды. А душу-то никто не видел, не знал. И не знал, какие верные, благородные, преданные сердца бьются в груди этих «актрисок»…

Вот так смотришь на сцену жизни: там Жемчугова и Гранатова. И еще много тех, кто поет, танцует, веселит других, - кажется, все прекрасно у этих людей. Повезло им в жизни.

Но среди весело танцующих и поющих беззаботно иногда скрываются ангельские души. Души, способные на преданность, на подвиг, на жертву, на любовь. Души, способные на вечную дружбу. Даже с тем, кто уже ушел.

Иногда история дружбы даже больше поражает, чем история любви. И счастлив тот, у кого есть такой друг или подруга. Верные и преданные. Навсегда. При жизни и после жизни…

Анна Кирьянова