Как лицу, осуществляющему размещение отходов, подтвердить проведение рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, при получении лицензии на деятельность по размещению отходов?
В соответствии с подп. "д" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 г. № 1062:
лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются, в том числе:
для работ по размещению отходов I - IV классов опасности – проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I - IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
При этом невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 Положения, является грубым нарушением лицензионных требований.
Остановимся на основных вопросах проведения рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой.
1. О рекуперации озоноразрушающих веществ.
Согласно ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды":
- вещества, разрушающие озоновый слой (озоноразрушающие вещества), – химические вещества и их смеси, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области охраны озонового слоя атмосферы;
- рекуперация озоноразрушающих веществ – извлечение, сбор и хранение озоноразрушающих веществ, содержащихся в машинах и оборудовании, их составных частях, контейнерах, в ходе их технического обслуживания или перед выводом их из эксплуатации.
На основании п. 2 ст. 54 ФЗ "Об охране окружающей среды":
перечень озоноразрушающих веществ, обращение которых подлежит государственному регулированию, допустимый объем производства и потребления таких веществ в Российской Федерации, требования к обращению озоноразрушающих веществ, сроки введения запретов на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство конкретных озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отметим, что перечень веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.03.2014 г. № 228.
Однако требования к обращению с озоноразрушающими веществами, которые бы включали, в том числе, требования к рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, на настоящий момент Правительством РФ не установлены.
2. Кто должен (в том числе для целей лицензирования) проводить рекуперацию?
1 января 2014 г. вступил в силу абзац 7 п. 2 ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которому запрещается:
захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Таким образом, обязанность проведения рекуперации озоноразрушающих веществ введена 01.01.2014 г. в отношении лиц, осуществляющих захоронение отходов.
Обязательность проведения рекуперации озоноразрушающих веществ при осуществлении размещения отходов в виде хранения отходов действующим законодательством не предусмотрена.
Наиболее надежным способом проверить, хранение либо захоронение отходов осуществляется на конкретном эксплуатируемом объекте размещения отходов, является обращение к Государственному реестру объектов размещения отходов (ГРОРО).
Так, в третьей колонке ГРОРО указывается назначение объекта – хранение или захоронение.
3. Какие материалы необходимо направить вместе с заявлением о предоставлении (переоформлении) лицензии для подтверждения проведения рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой?
Пунктом 5 Положения о лицензировании определены требования к содержанию заявления о предоставлении лицензии.
Пунктом 6 Положения о лицензировании установлен перечень прилагаемых к заявлению материалов.
При этом пунктом 7 Положения о лицензировании определен перечень материалов, прилагаемых к заявлению о переоформлении лицензии.
Таким образом, ни при подаче заявления о предоставлении лицензии, ни при подаче заявления о переоформлении лицензии не требуется (ни в какой форме) подтверждение проведения лицензиатом при захоронении отходов рекуперации веществ.
4. Как может проверить инспектор Росприроднадзора проведение рекуперации озоноразрушающих веществ в ходе осуществления "лицензионной" проверки?
Итак, проверка соблюдения лицензионных требований и условий.
На что обратить внимание инспектору, и к чему подготовиться экологу?
Как указывалось выше, требования к рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, пока Правительством РФ в специальном нормативном правовом акте не установлены.
При этом отдельные требования к рекуперации установлены Постановлением Правительства РФ от 24.03.2014 г. № 228 "О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой".
Так, подпунктом "к" п. 2 Постановления № 228 установлено, что:
с 1 января 2015 г. обращение озоноразрушающих веществ допускается только в таре многократного использования, за исключением обращения озоноразрушающих веществ в таре объемом менее 3 литров для лабораторных и аналитических видов использования, определенным международными договорами Российской Федерации.
[Напомним, что рекуперация – один из видов обращения].
Согласно п. 6 Постановления № 228:
в целях государственного учета обращения озоноразрушающих веществ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, использование, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециркулирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ на территории Российской Федерации:
а) ведут учет произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществ;
б) представляют ежегодно, начиная с 2015 года, не позднее 1 апреля, в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации отчетность за прошедший год о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществах по форме согласно приложению № 1;
в) обеспечивают своевременность представления отчетности о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществах и достоверность сведений, указанных в отчетности.
Ведение учета рекуперации.
Форма ведения учета рекуперации озоноразрушающих веществ не утверждена.
При этом, поскольку обязанность вести учет установлена с 01.01.2015 г., при проведении лицензионной проверки нужно быть готовым продемонстрировать инспектору Росприроднадзора, что учет как таковой ведется.
Дабы не сочинять форму ведения учета рекуперации озоноразрушающих веществ из отходов I - IV классов опасности перед их захоронением самостоятельно, логичным представляется применение таблицы – раздела "II. Рекуперация, восстановление и уничтожение озоноразрушающих веществ" Отчетности в части колонок 1-4:
Наименования озоно-разрушающих веществ | Рекуперировано озоно-разрушающих веществ, кг | Реализовано рекуперированных озоноразрушающих веществ | |
количество озоно-разрушающих веществ, кг | покупатель озоно-разрушающих веществ, ИНН покупателя озоно-разрушающих веществ | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Конечно, заполнение именно указанных полей обязательным не является.
Представление отчетности о рекуперации.
Первым периодом представления отчетности за прошедший год о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществах по форме приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ № 228 стал 2015 г.
Такой отчет подлежал сдаче до 1 апреля 2016 г.
При проведении лицензионной проверки следует быть готовыми к тому, что факт непредставления лицензиатом, осуществляющим захоронение отходов, отчетности о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществах может вызвать претензии госоргана относительно непроведения лицензиатом рекуперации озоноразрушающих веществ из отходов I - IV классов опасности перед их захоронением.
Источник: "Центр правовой экологии"
Мы ВКонтакте: Экология на производстве
Это интересно
0
|
|||
Комментарии временно отключены