В Государственном Эрмитаже (Главный штаб) с 24 сентября по 18 декабря
будет представлено более пятидесяти изданий, оформленных работами
выдающегося книжного иллюстратора русской классики Александра Алексеева.
Иллюстрация к французскому переводу «Братьев Карамазовых». 1929 год
Безвестный русский, известный француз — так называют художника Александра Алексеева.
После революции он несколько лет скитался по России, вынужденный покинуть Петербург, а после — эмигрировал во Францию. Не имея художественного образования, Алексеев при этом сумел стать настоящим авангардистом и новатором. Он нашел собственную технику и получил признание тонкого интерпретатора русской литературы.
В Париже он поначалу работал театральным оформителем, но вскоре посвятил себя книжной графике и литографии.
Он иллюстрировал «Слово о полку Игореве», произведения Гоголя, Пушкина, Достоевского, Толстого, первым из художников обратился к «Доктору Живаго» Пастернака.
Работал он и над интерпретацией зарубежной классики: Сервантеса, По, Гофмана. За свою жизнь Александр Алексеев проиллюстрировал 50 книг.
Искусствоведы давали творчеству Алексеева самые восторженные оценки и называли видной фигурой французского рынка — книги с его иллюстрациями продавались в лучших магазинах Парижа.
В чем же чарующая особенность иллюстраций Алексеева?
Художник погружает зрителя в состояние переживания художественного произведения, а не оставляет сторонним наблюдателем. Стиль его отличает зернистая фактура, пуантилизм (от фр. pointiller — «писать точками»).
Точки вместо смешения красок за счет игры света и тени создают своеобразный оптический эффект, возникает ощущение переливов воздушной среды, в которой высвечиваются образы.
Достоевский "Братья Карамазовы"
Известный критик П. Эттингер, старший современник художника, так писал об иллюстрациях Алексеева к книге «Записки сумасшедшего», изданной в 1927 году:
«Перед нами своеобразный художественный темперамент, индивидуально и по-новому сумевший подойти к бредовому элементу гениального гоголевского рассказа».
Несмотря на выработанный стиль, Алексеев каждый раз находил новый язык для интерпретации произведений классиков, в унисон автору создавая неповторимые образы и художественное пространство.
Поистине всемирная слава пришла к Алексееву после изобретения им в 1935 году «игольчатого экрана».
В этой технике анимации через экран проходит огромное количество игл, которые двигаются перпендикулярно экрану, отбрасывая тени разной длины.
Так же, как в книжной графике, художник выстроил анимацию на игре света и тени, ему удалось воплотить неуловимую зыбкость и воздушность образов.
А.Э. По. Беседа Моноса и Уны. Графика Александра Алексеева. 1929
Это изобретение оказало влияние на многих кинематографистов и аниматоров (Юрий Норштейн и Андрей Петров) и в дальнейшем послужило основой компьютерной графики.
Художник создает мультфильмы «Ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки», «Три темы» — все на основе музыки Мусоргского. Однако наряду с анимацией Алексеев продолжал работать и над книжной графикой.
Всю свою жизнь художник тосковал по России.
В своем творчестве он придал новое звучание классике русской культуры, привлек к ней внимание зарубежных читателей и зрителей.
Однако на родине Алексеев только начинает получать свое признание.
Оформленные им книги в Советском Союзе не издавались, о великом аниматоре лишний раз не упоминали.
На российском рынке книги с иллюстрациями Алексеева стали появляться не более десяти лет назад.
Важнейшие работы мастера —
иллюстрации к :
«Анне Карениной»
и «Доктору Живаго»,
гравюры к «Запискам сумасшедшего»,
«Пиковой даме»,
рассказам Эдгара По —
можно будет увидеть на выставке «„Кабинет книги художника“: Александр Алексеев — мастер книги».
На выставке будут представлены более пятидесяти изданий из коллекции Марка Ивановича Башмакова.
источник
ж."Вода живая" № 10 (октябрь) 2016
Автор: Мария Сухова
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: