Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1596 участников
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

«Божественная комедия»глазами литературоведов, художников и скульпторов.

 

 

«Божественная комедия» (1307 – 1321) – один из величайших памятников мировой литературы, возникший в тревожные ранние годы 14 века из бурливших напряженной политической борьбой глубин национальной жизни Италии.

Книга была создана в годы изгнания, в Равенне.

Данте дал своему произведению название «Комедия» (в средневековом понимании развлекательное произведение со счастливым финалом).

 

Считается, что толчком к созданию поэмы стал сон, увиденный Данте в 1300 г.

Данте достигает 35-летнего возраста (половина земной жизни по средневековым представлениям). Это время подведения итогов, переоценки ценностей. Поэт решает, что теперь он готов создать гимн своей любви к Беатриче. Поэма написана простым слогом, но в то же время дает картину божественного творения, загробного мира как некоей вечной жизни, для которой временная земная жизнь лишь подготовка. Сам Господь Бог не появляется в поэме, но везде ощутимо присутствие Творца Вселенной.

Данте считают создателем общеитальянского литературного языка – его главное произведение написано не на средневековой латыни, а на народном тосканском наречии.

Комедия написана в видоизмененном жанре Видения («Сна»), поскольку Данте представил не только Ад, но и весь универсум. Главная идея поэмы – воздаяние за все земные дела в загробной жизни. В основе сюжета произведения лежит путешествие   (паломничество святого пилигрима к святым местам) самого автора, живого, грешного человека по загробным царствам.

В центре он поставил свой личный образ, образ живого человека, человека большой и гордой души, отмеченного чертами глубоких трагических борений, суровой судьбой, наделенного живым и многообразным миром чувств и отношений - любовью, ненавистью, страхом, состраданием, мятежными предчувствиями, радостями и скорбями, и, прежде всего, неустанным, пытливым и патетическим исканием истины, лежавшей за пределами средневекового уклада понятий и представлений.

 

 

Со времен написания культовой Божественной комедии прошло немало лет, однако, идеи и образы, созданные Данте, вдохновляют художников на написание иллюстраций к поэме, а скульпторов на создание различных памятников. Некоторые мастера весьма скрупулезно воссоздавали детали произведения, другие привносили свои идеи.

 

Подарочное издание, стоимостью 29000 руб. Кожаный тисненый переплет ручной работы с художественными вставками, металлические уголки. (Не удалось выяснить авторов иллюстраций)

 

 

Смыслы поэмы:

1. Буквальный смысл – изображение судеб людей после смерти.

2. Аллегорический смысл – идея возмездия: человек, наделенный свободой воли, будет наказан за совершенные грехи и вознагражден за добродетельную жизнь.

3. Моральный смысл – стремление поэта удержать людей от зла и направить их к добру.

4. Аналогический (высший) смысл – стремление воспеть Беатриче и великую силу любви к ней, спасшую его от заблуждений и позволившую написать поэму.

Фабула поэмы подсказана аллегорически-назидательной и религиозно-фантастической традицией средневековых описаний хождений в загробный мир и видений посмертных человеческих судеб. Тончайше разработанная система КАТОЛИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ  о потусторонней жизни грешников, кающихся и угодных Богу праведников, с его скрупулезной росписью посмертных кар, воздаяний и наград, аллегоричностью и символичностью обусловила основные направления поэтического рассказа Данте и членение его поэмы на три части, посвященные рассказу об аде, чистилище и рае. В поэме велика роль мистических чисел 3, 9, 100 и др. 

Поэма делится на 3 части (кантики)

– «Ад», «Чистилище», «Рай» (мировая вертикаль).

В каждой части 33 песни (в аде 34, т.к. это неправильный элемент), и вместе получается 100 песен.

Ад тоже является частью мировой гармонии и входит в итоговое число 100, поскольку зло – это необходимый элемент мира.

В начале поэмы Данте, заблудившись в лесу (аллегория земной жизни, полной греховных заблуждений), встречает льва (Гордость), волчицу (Алчность) и пантеру (Сладострастие), угрожающих поэту, от которых его спасает Вергилий (Земная мудрость: разум, воплощенный в философии, науке, искусстве), присланный поэту на помощь Беатриче (Небесной мудростью: верой и любовью), чья душа пребывает в Раю.

Таким образом, устанавливается, что небесная мудрость выше земной, и управляет ею.

Христианская символика обнаруживается в композиции каждой части. Так, Данте, ведомый Вергилием, проходит 9 кругов Ада и 7 уступов Чистилища, а под руководством Беатриче пролетает через 9 сфер Рая и зрит божественный свет.

Идея Святой Троицы находит отражение даже в стихотворном размере поэмы, написанной терцинами, в которых рифмуются 1 и 3 строка: aba bcb cdc. Т.е. перед нами математически организованная система, которая позволяет наглядно представить то, что представлено быть не может.

В связи с этим цель комедии – спасение людей, приближение человечества к Богу.

Путь героя – символ жизни, устремленность души к Богу.

При всей важности схоластических концепций и традиций средневековой философской мысли для строя, богословского содержания и повествовательной системы «Божественной Комедии» возникновение и создание ее были предопределены конкретными предпосылками окружающей жизни и личной судьбы поэта.

Так, в частности, для грандиозного полотна «Ада» с его жутким странствием по девяти кругам возмездий и наказанных преступлений определяющее значение имели реакции поэта на социально-политическую борьбу его времени и неостывший пыл гонимого и негодующего эмигранта, соприкоснувшегося с острыми политическими проблемами и отражениями их в волнениях больших и малых страстей окружавшей его общественной среды.

Симпатии и антипатии Данте-изгнанника запечатлелись в основных политических оценка «Ада», то открыто публицистических, то завуалированных морально-аллегорическими иносказаниями и образами.

 


 

Поэма Данте – единственное в своем роде произведение, ибо в ней заключен весь мир, каким его представлял поэт. Она являет собой грандиозную картину мироздания, природы и человеческого бытия.

Мощная поэтическая фантазия Данте нарисовала такую цельную систему необыкновенных миров и исполненных музыкой небесных сфер, которую не смогла создать вся предшествующая литература со времен Гомера. Поэма, рассказывающая о загробном мире, очень человечна, пристрастна и буквально дышит жизнью: потустороннее в ней нисколько не заслоняет земного.

Это связано с тем, что в поэме выражена реальность мира, его конкретика, живые люди, их чувства и действия.(осюда)


«Божественная комедия» - Данте Алигьери, представляет собой самый что ни на есть настоящий источник вдохновения для творцов со всех уголков земного шара. Скрытый символизм, смысловая нагрузка и философия этого ренессансного произведения побудили небезызвестных творческих гениев не просто проявить к нему интерес, но и обыграть образы, представленные в тексте, в своём стиле.

Карта ада, иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери, Сандро Боттичелли. \ Фото: franciscojaviertostado.com.
Карта ада, иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери, Сандро Боттичелли. \ Фото: franciscojaviertostado.com.

 

Описание ада

«Ад» представляет собой девять кругов. Грешники там располагаются по степени тяжести их падения. За основу этой системы Данте взял «Этику» Аристотеля. Так, со второго по пятый круги наказывают за результаты человеческой невоздержанности:

  • во втором кругу — за похоть;
  • в третьем — за чревоугодие;
  • в четвертом — за скупость с расточительством;
  • в пятом — за гнев;

В шестом и седьмом за последствия зверства:

  • в шестом за лжеучения
  • в седьмом за насилие, убийства и самоубийства

В восьмом и девятом за ложь и все ее производные. Худшая участь у Данте ждет предателей. По логике современного, да и тогдашнего человека, наиболее тяжелым грехом является убийство. Но Аристотель, вероятно, считал, что желание убить человек контролировать может не всегда из-за звериной натуры, в то время как ложь — дело исключительно сознательное. Данте, очевидно, придерживался той же концепции.

Данте бежит от трех зверей, иллюстрация к «Божественной комедии», Уильям Блейк. \ Фото: stereoklang.se.
Данте бежит от трех зверей, иллюстрация к «Божественной комедии», Уильям Блейк. \ Фото: stereoklang.se.

В «Аду» все политические и личные враги Данте. Также там он разместил всех тех, кто был другой веры, казался поэту аморальным и попросту жил не по-христиански.


Данте и Вергилий у врат ада, иллюстрация к «Божественной комедии», Уильям Блейк. \ Фото: google.com.
Данте и Вергилий у врат ада, иллюстрация к «Божественной комедии», Уильям Блейк. \ Фото: google.com.

 

Темы «Божественной комедии»

  • Главная тема поэмы — любовь.
    Земную женщину поэты эпохи Возрождения стали возвышать до небес, нередко называя Мадонной. Любовь, по Данте, — причина и начала всего. Она — стимул для написания поэмы, причина его путешествия уже в контексте произведения, а главное, причина начала и существования Вселенной, как и принято считать в христианской теологии.
  • Назидание — следующая тема
    Данте, как и все в те времена, чувствовал большую ответственность за земную жизнь перед миром небесным. Для читателя он может выступать как учитель, который каждому дает по заслугам. Понятно, что в контексте поэмы обитатели загробного мира расположились так, как их описывает автор, волей Всевышнего.
  • Политика
    Сочинение Данте можно смело называть политическим. Поэт всегда верил в преимущества власти императора и хотел такой власти для своей страны. Всего его идеологические враги, а также враги империи, вроде убийц Цезаря, испытывают самые страшные страдания в аду.
  • Сила духа.
    Данте нередко впадает в смятение, оказавшись в загробном мире, но Вергилий велит ему этого не делать, не останавливаясь ни перед какой опасностью. Однако даже при необычных обстоятельствах герой показывает себя достойно. Не бояться вообще он не может, так как является человеком, но даже для человека его страх незначителен, что есть пример образцовой воли. Эта воля не сломалась ни перед трудностями в реальной жизни поэта, ни в его книжном приключении.


Ад, иллюстрация к поэме Данте «Божественной комедии», Уильям Блейк. \ Фото: wikiart.org.
Ад, иллюстрация к поэме Данте «Божественной комедии», Уильям Блейк. \ Фото: wikiart.org.

Сам Данте прошёл путь от печально известного к знаменитому благодаря своим трудам и сомнениям...

«Божественная комедия» выполняет все те функции, которые заложил автор в это произведение. Она является нравственным и гуманистическим идеалом для каждого.

Чтение «Комедии» вызывает множество эмоций, через которые человек узнает, что есть хорошо, а что плохо, и испытывает очищение, так называемый «катарсис», как окрестил это состояние духа Аристотель. Через страдание, испытанное в процессе чтения бытоописания ада, человек постигает божественную мудрость.

В результате он относится к своим поступкам и мыслям более ответственно, ведь справедливость, заложенная свыше, покарает его грехи. В яркой и талантливой манере художник слова, будто иконописец, изобразил сцены расправы с пороками, которые просвещают простонародье, популяризируя и разжевывая содержание Священного писания.

Аудитория Данте, конечно, более взыскательна, ведь грамотна, обеспечена и прозорлива, но, тем не менее, не чужда греховности. Таким людям было свойственно не доверять прямому морализаторству проповедников и теологических трудов, и тут на помощь добродетели приходит изысканно написанная «Божественная комедия», которая несла тот же просветительский и нравственный заряд, однако делала это по-светски утонченно.

В этом оздоровительном влиянии на тех, кто обременен власть ю и деньгами, и выражается главная идея произведения.

Идеалы любви, справедливости и силы человеческого духа во все времена являются основой нашего бытия, и в сочинении Данте они воспеты и показаны во всей своей значимостью. «Божественная комедия» учит человека стремиться к высокому предназначению, которым его удостоил Бог.

(литературовед Илья Кузьмин)

Гравюры известного французского художника XIX века Гюстава Доре к «Божественной комедии».

В 1855 году Гюстав Доре начинает работу над серией иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, открыв тем самым грандиозный творческий проект «Шедевры литературы». Гюставу было тогда всего 23 года. Помимо «Божественной комедии» в список Доре вошли также Гомер, Оссиан, Байрон, Гете, Расин и Корнель. То, что Данте оказался в начале этого списка, отражает популярность итальянского поэта во французской культуре середины XIX века.

 

Доре Г.

 

Между 1800 и 1830 годами возникает более 200 произведений живописи и скульптуры, посвященных знаменитой поэме. Приступая к работе над иллюстрациями к поэме Данте, Доре, несмотря на свою молодость, уже был самым высокооплачиваемым иллюстратором во Франции и имел за плечами популярные издания Франсуа Рабле и Оноре де Бальзака. Однако убедить своего издателя Луи Ашетта профинансировать столь амбициозный и дорогостоящий проект он все-таки не смог. Поэтому публикацию первой книги 1861 года финансировал сам художник.

 

Доре Г. Процессия из двадцати четырех старейшин. 

 

Иллюстрируя поэму Данте, французский художник отыскал интересное и оригинальное сочетание стилей. В его гравюрах переплетаются черты ренессансного стиля (прежде всего Микеланджело) с элементами северной пейзажной традиции и современной Доре французской поп-культуры. Позднее художник проиллюстрировал множество других книг – от Библии до «Ворона» Эдгара По. Тем не менее его звездным часом все-таки была «Божественная комедия» Данте.

Доре Г. Марко Ломбардо. 

 

Выход «Иллюстрированного Инферно» в 1861 году сопровождался огромным успехом. Луи Ашетт вызвал Доре срочной телеграммой: «Успех! Давай быстрее! Я осел!» Вскоре, опираясь на растущую популярность Гюстава Доре, издательский дом «Ашетт» опубликовал иллюстрации к двум другим частям; «Божественной комедии» – «Чистилище» и «Рай» – в одном томе. Популярность поэмы Данте во Франции еще более возросла. (отсюда)

 

Доре Г. Вергилий указывает на Эриний.


Гравюры известного французского художника XIX века Гюстава Доре к «Божественной комедии». Гротескные образы демонов и грешников в зловещих пучинах Дантевского Ада. \ Фото: pinterest.ru.
Гротескные образы демонов и грешников в зловещих пучинах Дантевского Ада. \ Фото: pinterest.ru.

 

Доре Г. Вергилий отталкивает политика Филиппо Ардженти в реку Стикс.



Хотя «Божественная комедия» была первоначально проиллюстрирована самим Данте, художники чувствовали себя обязанными изобразить свои собственные образы из поразительного текста. Одним из первых значительных художников, взявшихся за эту задачу, был Лука Синьорелли, художник эпохи Возрождения XV-XVI веков, известный своей способностью предвидеть человеческую форму.

Несмотря на то, что работы Луки Синьорелли не являются точной копией нарисованной сцены Данте, художник оставил черновик под названием «Инферно XVI». Сцена изображает содомитов, как мужчин, так и женщин, но в основном мужчин, с акцентом на трёх Гвельфах, которые все идут рука об руку, упомянутых Данте в песне XVI, где главный герой и его проводник Вергилий стоят выше, глядя вниз на децимацию.

Данте и его «Божественная комедия». \ Фото: factinate.com.
Данте и его «Божественная комедия». \ Фото: factinate.com.

 
Со временем «Божественная комедия» становилась все более популярной и стандартной для мира привилегированных и образованных. Многие пытались иллюстрировать карты, которые совпадали с тем, что было изложено в рассказе, но эта мода позже была смягчена более психологическим взглядом на персонажей в тексте.

Это началось в XVIII веке с выдающегося художника и основателя королевской академии искусств Англии Джошуа Рейнольдса.

Он написал групповой портрет под названием «Уголино и его дети», сцена, которая представляла особый интерес для художников из-за её гротескной природы.

История Уголино - это история политического предателя, для которого зарезервирован девятый круг ада.

На самом деле Уголино является одним из последних выживших во время войн, где он был схвачен и заключён в тюрьму. Находясь в заключении, он грызёт себе руки, а его дети, думая, что он умирает с голоду, предлагают ему свои тела для потребления.

Встреча Данте с Вергилием и начало их странствия по загробному миру (средневековая миниатюра). \ Фото: twitter.com.
Встреча Данте с Вергилием и начало их странствия по загробному миру (средневековая миниатюра). \ Фото: twitter.com.

Эта работа является выдающимся произведением, привносящим новую риторику в историю, которой теперь уже сотни лет, и демонстрирует его неоклассический стиль с высочайшим достоинством даже с презренными действиями, которые были показаны.

Другой английский художник королевской академии, Генри Фюзели (Генрих Фюсли), оставляет резкий контраст с Рейнольдсом всего несколько десятилетий спустя в своём изображении Уголино и его сыновей, умирающих от голода в башне. На гравюре изображен антагонист, как более жалкое существо.

Иллюстрация Гюстава Доре к песни II «Ада», издание 1900 года. \ Фото: paxlaur.com.
Иллюстрация Гюстава Доре к песни II «Ада», издание 1900 года. \ Фото: paxlaur.com.

Работа Генри оказала влияние на разносторонне одаренного Уильяма Блейка, который также взял Уголино в качестве сюжета в своей картине «Уголино и его сыновья в камере».

Блейк, чьи мрачные образы можно увидеть и в других произведениях, привносит в эту тему новую беззаботность. Два ангела парят над персонажами, принося сияющий блеск в холодную камеру, в которой они содержатся.

Это изображение разительно отличается, и есть некоторое спокойствие перед главным событием каннибализма, которое должно произойти. Блейк, скорее всего, использует это, чтобы сосредоточить внимание на жертве, которую дети собираются принести в акте сыновьего благочестия, и работает, чтобы захватить их невинность и спасение через ангелов.

Блейк привносит представление о том, что эти дети не будут вынуждены искупать грехи своего отца и их смерть в этом сценарии будет почетной и лучшей вещью, которая может с ними случиться.

Рай, иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери, Гюстав Доре (1832-1883 гг.)
Рай, иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери, Гюстав Доре (1832-1883 гг.)

Между тем в этот же период XIX века французские художники вдохновлялись литургическими рукописями Данте.

Жан Огюст Доминик Энгр обратился к образам неверности и прелюбодеяния через свою картину «Джанчотто настигает Паоло и Франческу».

Контекст, вращающийся вокруг любовного треугольника, заключается в том, что Франческа соблазняет своего любовника, Джанкотто, брата Паоло. Данте видит это в своих путешествиях через Ад, а Энгр запечатлевает самый кульминационный момент, когда Джанкотто узнаёт о вероломстве своей жены.

Джанкотто входит с мечом в руке и видит, что его брат прижимается губами к ярко одетой невесте брата.

Энгр использует великолепную перспективу с мечником, выходящим из-за гобелена, в то время как любовники ничего не подозревают и в восторженном блаженстве наслаждаются моментом.

Паоло и Франческа, фрагмент из «Божественной Комедии», Жан Огюст Доминик Энгр. \ Фото: boards.fireden.net.
Паоло и Франческа, фрагмент из «Божественной Комедии», Жан Огюст Доминик Энгр. \ Фото: boards.fireden.net.

Французский Современник Энгра, Эжен Делакруа, затронул тему путешествия паломника по воде вместе с Вергилием в «Ладье Данте».

Повествование, которое он представляет - это повествование о том, как Данте и Вергилий плывут с Флегией по озеру, похожему на греческую реку Стикс, по пути в адский город Дис.

Романтик Делакруа, продолжая в формате пирамидальной композиции, точно так же использует палитру, чтобы направить взгляд и создать мелодраму. Психологический портрет «Божественной комедии» простирается вместе с этим произведением.

Умершие изображают завораживающий реализм, но всё же остаются в гармонии с гротескной природой, которую они несут. Вергилий и его спутник выглядят крайне нервно, проплывая мимо тех, кто провёл всю свою жизнь как изгой.

Паоло и Франческа да Римини, Данте Габриэль Россетти. \ Фото: pinterest.com.
Паоло и Франческа да Римини, Данте Габриэль Россетти. \ Фото: pinterest.com.

Другой Данте, Данте Габриэль Россетти, художник Братства прерафаэлитов, а также писатель и переводчик, также принял вымышленный эпос за его символику.

Россетти довольно близко познакомился с творчеством своего тезки и перевёл поэму на английский язык.

А спустя пару лет художник приступил к работе над портретом, символизирующим его собственную возлюбленную, под названием «Блаженная Беатриса». Эта пьеса изящно оформлена в виде диптиха, Беатриса, изображённая в приподнятом настроении, казалась удовлетворённой или смирившейся со своей смертью, в то время как любовник, оставленный ею, был очень встревожен.

Поцелуй, Огюст Роден. \ Фото: noticiasdebariloche.com.ar.
Поцелуй, Огюст Роден. \ Фото: noticiasdebariloche.com.ar.

Поцелуй - это тема, которая снова появляется в ходе истории искусства, но эта конкретная тема приписывается прелюбодейным любовникам Паоло и Франческе.

В своей работе из мрамора Огюст Роден предвещал фатальный конец для страстной пары. Неосознанно находясь под наблюдением, они отдаются друг другу полностью, с безрассудной самоотдачей, тем самым решая свою судьбу столь опрометчивым поступком.

«Врата ада» были мастер-проектом, который занял много лет и был отложен на неопределённый срок.

Роден изваял сотни фигур, которые изображают различных персонажей из путешествия Данте через Ад, завершившегося захватывающим зрелищем.

Врата ада (фрагмент), 1890 год, Огюст Роден. \ Фото: regnum.ru.
Врата ада (фрагмент), 1890 год, Огюст Роден. \ Фото: regnum.ru.

Эти примеры - лишь некоторые из многих, черпающих художественное вдохновение у великого рассказчика Данте, и с каждым годом всё больше новых работ появляется у художников по всему миру. «Божественная комедия» изображает человеческие эмоции таким образом, что изобразительное искусство может только пытаться охватить один кадр за один раз, но при этом привнести более яркую жизнь в наше воображение. Эти художники показывают сложности, вызванные вневременным текстом, который формирует наше понимание искусства в целом в столь многих различных множествах, и создавая свои собственные миры, Данте помог сформировать наш.


Источник

Ещё поискала интересные иллюстрации к этой теме.

 

Сандро Боттичелли (1445–1510).Портрет Данте

В 1550 году Джорджо Вазари писал следущее:

Являющийся образованным художником, Боттичелли написал комментарии к некоторым частям поэмы Данте, а затем иллюстрировал Ад и собрал все воедино.

Стоит отметить, что первые комментарии к комедии были опубликованы во Флоренции, в 1481 году, когда она только набирала популярность. Иллюстрации мастер создал в 1490-х годах, для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.

 

Работа являлась беспрецедентной. В то время было принято создавать иллюстрации книг в формате небольших изображений, акцентируя внимание на тексте, однако, у Боттичелли они больше похожи на картины. Многочисленные и крупные, они сопровождают каждую песнь поэмы. Художник был чрезвычайно внимателен к первоисточнику, точно изображая каждую сцену. Многие иллюстрации были растеряны, некоторые лежат в музеях Ватикана и Берлина.

отсюда

Калмыков Николай Константинович Портрет Данте Алигьери 1936г.

 

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

19337_21497861_8cd98f00b

Это интересно
+4

Администратор 19.10.2020 , обновлено  23.10.2020
Пожаловаться Просмотров: 1876  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены