«Да молчит всякая плоть человеча…» – это песнопение исполняется на Литургии в Великую субботу на Великом входе вместо Херувимской песни.
«Да молчит всякая плоть», музыка протоиерея П.Турчанинова в исполнении хора Сретенского монастыря.
Пётр Иванович Турчанинов (1779-1856) (17791212) – протоиерей, русский духовный композитор, гармонизатор древнерусских церковных напевов.
"Да молчит всякая плоть" – текст:
Да молчит всякая плоть человеча,
и да стоит со страхом и трепетом,
и ничтоже земное в себе да помышляет:
Царь бо царствующих,
и Господь господствующих,
приходит заклатися
и датися в снедь верным.
Предходят же Сему лицы Ангельстии
со всяким Началом и Властию,
многоочитии Херувими,
и шестокрилатии Серафими,
лица закрывающе, и вопиюще песнь:
аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Словарь сложных слов:
Человеча - человеческая;
заклатися - принести себя в Жертву;
предходят - предшествуют, идут впереди;
снедь - пища;
аллилуиа - в богослужебной традиции: хвалебное обращение к Богу.
Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота):
Да умолкнет всякая плоть человеческая,
и да стоит со страхом и трепетом,
и ни о чем земном в себе да не помышляет,
ибо Царь царствующих и Господь господствующих
приходит заклаться и дать Себя в пищу верным.
Пред Ним шествуют сонмы Ангелов
со всяким их начальством и властью,
многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы,
закрывая лица и возглашая песнь:
аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Перевод Ольги Седаковой:
Да молчит всякая плоть человеческая
и да стоит со страхом и трепетом
и ни о чем земном в себе не помышляет:
ибо Царь царствующих
и Господь господствующих
идет на заклание
отдать Себя в пищу верным.
Предваряют Его сонмы Ангелов
со всеми Началами и Властями1:
многоочитые Херувимы
и шестикрылые Серафимы,
закрывая лица свои и воспевая песнь:
Аллилуиа, аллилуия, аллилуия
Так в каждом храме православном для поклонения выносится Плащаница
«Да молчит всякая плоть человека…» – смысл и история песнопения:
Великая Суббота – день молчания всего творения, «сей есть упокоения день, воньже почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий» – так поётся в стихире на вечерне.
Это день скорби и радости, Бог погребён и сошёл в ад, чтобы его разрушить, поэтому служба исполнена и потаённой радости и скорби.
В субботнюю службу вкрапляются воскресные песнопения: тропарь «Егда снишел еси», воскресные стихиры, читаются множество ветхозаветных пророчеств о Восстании Спасителя.
И вместо «аллилуйя» на литургии поётся торжественный прокимен «Воскресни, Боже, суди земли» – все священство облачается в белые одежды, символизируя свершенную победу Христа и начало Пасхи.
В контраст этому ликованию звучит песнопение «Да молчит всяка плоть», исполняемое вместо Херувимской песни. Тайна нашего спасения страшна и велика, поэтому все творение Божие в этот день трепетно хранит молчание.
«Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным»
Господь отдаёт себя в Жертву и вкушаем верными – его последователями-христианами - через таинство Причастия, «приходит заклатися», как непорочный Агнец. «Как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» (Деян 8. 32-33)
Во второй строфе говорится о сонме ангелов, предшествующих Христу. Ангельские силы перечислены по чинам и именам: «Со всяким Началом и Властию» - пять ангельских чинов, и ближайшие к Богу «многоочитые Херувимы» и «шестикрылые Серафимы» из видения пророка Исаии (Ис.6, 2 – 3).
Традиция петь этот гимн вместо «Иже херувимы» появилась с 1545 года, после издания типикона преподобного Саввы Освященного. Вопрос авторства этих строк остается открытым. Возможно, гимн принадлежит к гомилетической традиции, впервые отраженной в «Слове о Пасхе» епископа Мелитона Сардийского.
Продолжением этой традиции являются пасхальное слово святого Епифания Кипрского, начинающееся фразой «Что сие днесь безмолвие много, яко Царь спит» и кондак Романа Сладкопевца «Торжество Креста».
Отдельные темы и мотивы гимна «Да молчит всякая плоть» встречаются в произведениях палестинских святых – Иоанна Дамаскина и Феофана Исповедника (в их стихирах на Великую пятницу и Великую субботу).
Оплакивание Христа.фреска монастыря Дионисиат. Афон. ХVI век
«Да молчит всякая плоть человека…» - слушать:
Музыка: Александр Гречанинов
Государственная академическая симфоническая капелла России
https://www.youtube.com/watch?v=QfzfG1BOZjg&t=1s
Андреа Мантенья, «Сошествие во ад»
Питер Брейгель Старший. «Сошестиве во Ад»
Великая суббота. Сошествие Христа во ад. Протоиерей Олег Стеняев
Страстная неделя, Великая Суббота - шестой день самой важной для христианина недели в году.
Каждый день Страстной седмицы мы вспоминаем особые по величию и важности события из последних дней земного пути Спасителя. Именно поэтому эти дни называются Великими и Святыми.
О каких же событиях повествует нам Евангелие в Великую Субботу Страстной Седмицы?
Почему Христос одновременно во гробе, рае и аде?
🔸Смерть в библейском понимании.
🔸Сошествие Христа во ад.
🔸Для чего Христос сходит во ад?
🔸В чем разница толкований сошествия Христа во ад между Западной Святоотеческой традицией и Восточной?
🔸Кто предваряет Христа в преисподней?
🔸Основные причины схождения Христа во ад?
🔸Почему Иисус смог взять на Себя грехи всех людей, даже тех, которые еще не родились?
🔸Христос - смерть для смерти и жало для ада. Что понимается под этим?
🔸Кого забирает из ада Спаситель?
🔸Почему люди оставались в аду до прихода Иисуса Христа?
🔸Смертью смерть поправший - что означает это для людей?
О событиях Великой Субботы рассказывает протоиерей Олег Стеняев.
Сошествие во ад. 1408-1410. Андрей Рублёв (1360–1430) Государственная Третьяковская галерея
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
![]()
Это интересно
+3
|
|||
Последние откомментированные темы: