Одному из самых известных одесситов — Лазарю Иосифовичу Вайсбейну, которого мы знаем под именем Леонид Осипович Утесов, посчастливилось стать больше, чем певцом.
Он был частью жизни целых четырех поколений, а его творческая жизнь продолжалась невероятно долго — почти семьдесят лет. Его пение хотели слышать все, включая первых лиц государства, а про его жизнь рассказывали несметное количество баек — ведь одесситом он оставался всегда.
***
В пятидесятые годы в Московском цирке работал режиссер Арнольд Григорьевич Арнольд.
Как писал о нем Юрий Никулин, «человек огромного темперамента, удивительной энергии — один из лучших режиссеров цирка!».
Вот какую историю записал в своем дневнике знаменитый «Домовой» — директор ЦДРИ Борис Филиппов:
«Арнольд очень дружил с Леонидом Утесовым, часто сиживал с ним за бутылкой чего-нибудь покрепче.
Однажды засиделись. Арнольд стал уговаривать Утесова остаться: чего, мол, тащиться через всю Москву на ночь глядя, вот тебе кушетка, ложись и спи. Утесов ни в какую не соглашался.
Мотивировал тем, что боится огромной собаки Арнольда, на которую и днем-то страшно смотреть, а ночевать с ней в одной квартире тем более. Да еще эта кушетка, которую хозяин предлагал для ночлега:
Утесов знал, что обычно собака спит именно на ней, и не без оснований опасался, что зверюга будет недовольна. И только когда Арнольд пообещал, что запрет собаку в чулан, Утесов согласился и остался.
Ночью раздался грохот, и на спящего Утесова обрушилось нечто громадное и тяжелое.
Эта собака вырвалась-таки из заключения и прыгнула на законную кушетку.
Она устроилась на ногах Утесова и всем видом показывала, что не уйдет ни за что. Перепуганный Утесов сдавленным голосом позвал Арнольда на помощь, причем, что интересно, по-еврейски.
Хозяин пришел, прогнал собаку, долго и озадаченно смотрел на Утесова и, наконец, спросил:
«Лёдя, вот никак не могу в толк взять: почему ты меня по-еврейски позвал, никогда в жизни на идиш не общались?..»
На что Утесов плачущим голосом ответил:
«Чтобы твоя чертова собака не поняла, зачем я тебя зову!»
***
Утесов любил рассказывать, что такое настоящее мастерство конферансье.
По случаю какого-то праздника — концерт в одесском порту. Публика та еще — грузчики и биндюжники.
Артисты вертятся на пупе, смешат изо всех сил.
В зале гвалт и гогот, принимают, в общем, хорошо, но уж очень бурно: реплики и все такое...
Конферансье, старый волк одесской эстрады, подбегает к пианисту:
«Маэстро, ваш выход следующий, идите уже, что вы стоите, как памятник Дюку Ришелье!..»
Пианист, весь бледный и в поту, со стоном мотает головой:
«Не пойду, не пойду, смотрите, какой зал, они же меня слушать не будут, будут топать и свистеть, какой ужас, боже мой!»
«Так, — сказал конферансье, — чтоб вы знали: слушают все.
Главное — как подать номер!
Стойте в кулисе и смотрите!»
Твердым шагом выходит на сцену и, перекрывая шум зала, возглашает:
«Загадка! На заборе написано слово из трех букв, начинается на букву „Хэ“ — что?»
Зал в восторге ревет в ответ хорошо знакомое слово.
«Нет! — кричит конферансье.
— Нет, чтоб вы пропали!
Это слово „ХАМ“!
Так вот, Бетховен, босяки: „Лунная соната“, и чтоб тихо мне!!!»
***
Неистощимый на выдумки, Утесов особенно гордился одной репризой.
Посреди концерта в кулисе раздавался телефонный звонок, и на сцену протягивалась рука с трубкой:
«Леонид Осич, это вас!»
Утесов брал трубку: «Алло... Да... Этот — хороший!
Этот — плохой! Хороший... хороший...
Плохой... Хороший! Этот плохой! Этот хороший!»
Вернув трубку за кулисы, он пояснял зрителям:
«Это жена звонила... С рынка... У нее плохое зрение, и я помогаю ей выбирать помидоры!»
***
Утёсов был из тех одесситов, что старались не пропустить ни одного повода для репризы.
Но однажды его перешутили.
И кто же такой смельчак?
Рижский портной по фамилии Беринбаум, у которого шил костюмы сам Аркадий Райкин, который и дал телефон портного Утесову, отправившемуся на гастроли в Ригу.
И вот Утесов приходит к мастеру со всей своей свитой.
— Месье Беринбаум, вот у меня два отреза. Я хочу два костюма — песочный и серый.
Только я здесь на гастролях две недели, так что по-стахановски.
На что Беринбаум очень серьезно сказал:
— Месье Утесов, мы ваших стахановских методов не знаем.
Так что, как обычно, через три дня придите заберите оба. Окружающие затихли.
Утесов был явно уязвлен: портной с серьезным лицом его явно перешутил.
Тогда он сказал:
— Месье Беринбаум, вы, наверное, меня не поняли, мне нужен хороший костюм. Как вот этот, который на мне.
Тот обошел Утесова кругом:
— Кто это вам шил?
— Это мне шил в Москве знаменитый Затирка.
— Я не спрашиваю, как его фамилия. Я спрашиваю, кем он работает.
После этого Утесов кинулся обнимать портного.
***
На гастролях в Одессе к Утесову подошел пожилой еврей.
«Леонид Осич, дорогой наш! Как мы вас любим, как вся Одесса с вас гордится!
Хоть вы теперь в Москве, мы всё про вас знаем, за всеми успехами следим!
А какой у вас замечательный сынок — красивый, талантливый, просто чудо, весь в отца!»
«Но у меня нет сына,
— объясняет Утесов,
— у меня только дочь, Эдит!..»
«Ха,
— воздел руки поклонник,
— он мне будет рассказывать!»
***
На расширенном заседании коллегии Минкультуры СССР министр Демичев распекал деятелей культуры за отсутствие идеологической цельности.
В подтверждение он привел какую-то ленинскую цитату, и тут из зала раздался голос Утесова:
«Неверно цитируете, Петр Нилыч! У Ленина вот как!..»
И — выдал подлинную цитату, как из пушки!
Демичев тут же объявил перерыв.
Референты понеслись проверять, и через полчаса Демичев торжественно возгласил:
«Дорогой Леонид Осипыч, спасибо вам: вы меня поправили абсолютно верно!
Обращаю внимание всех присутствующих: вот так настоящий советский артист должен знать произведения великого Ленина!»
На что Утесов, скромно отмахнувшись, ответил:
«Ай, что вы говорите! Просто на днях мне Мотя Грин принес номер к Седьмому ноября, так там эта хохма была!»
***
Борис Брунов рассказывал утесовскую байку о его женитьбе на артистке оперетты Елене Осиповне Ленской.
Для этого рассказа Утесову была необходима коробка спичек.
Он открывал коробок, вынимал одну спичку и говорил:
«Смотри сюда! На нашей свадьбе были: моя сестра,
— тут он клал спичку налево от себя,
— и сестра Леночки».
С этими словами он вынимал другую спичку и клал ее направо.
«Мой брат,
— еще спичка налево,
— и брат Леночки».
Спичка относилась направо.
«Племянница моя,
— спичка налево,
— племянница Леночки».
(Спичка направо.)
«Мой дядя, — спичка налево,
— дядя Леночки». (Спичка направо.)
«Моя тетя, — спичка налево,
— и до едреной матери Леночкиной родни!!!»
При последних словах Утесов в сердцах вытряхивал в правую кучку всё содержимое коробка.
***
Еще будучи молодым человеком, Утесов ехал в Одессе в переполненном трамвае, и вдруг услышал, что заплакала девушка
— у нее вытащили кошелек.
Утесов поинтересовался, сколько было в кошельке денег.
Девушка ответила, что 20 копеек.
Тогда он дал ей 20 копеек и попросил не плакать.
Девушка успокоилась, но, выходя из трамвая, спросила Утесова:
«Простите, а не могли бы вы кошелёк тоже вернуть?»
***
Утесову было 80 лет, когда режиссер Леонид Марягин пригласил его на премьеру своего фильма
— в нем звучала песня в исполнении Леонида Осиповича.
Когда пришло время представлять со сцены съемочную группу, Марягин представил своих помощников и заявил, что Утесова тоже считает членом творческого коллектива и надеется еще долго с ним сотрудничать.
Зал зааплодировал, а Утесов встал и сказал:
«Можно, я расскажу вам один подходящий к случаю анекдот?
Одного 80 летнего старца приговорили к 25 годам тюрьмы.
Старец этот прослезился и сказал судьям:
«Граждане судьи, благодарю вас за оказанное доверие!»
***
История, рассказанная самим Утёсовым в программе «Вокруг смеха» в 1981 году.
«Меня пригласили в Большой Театр, где шёл спектакль — опера «А зори здесь тихие».
В одном из актов там была такая сцена:
девушки ставили пластинку с песней «Сердце, тебе не хочется покоя», которая громко зазвучала на весь театр.
Я пошутил:
«Обычно певцов из Большого к 60 годам выводят на пенсию, а меня в 85 только пригласили в Большой».
***
А эту историю записал Владимир Шахиджанян:
«Я приехал на два выступления в Бердянск,
— заговорщически приступал Леонид Осипович,
— до войны. Заметьте, тогда я был знаменит, как Алла Пугачева.
Даже больше.
В Бердянске у меня жил мой кровный родственник, и вот приходит он ко мне и приглашает пообедать.
— Я могу только с оркестром. Он согласился.
И сразу после завтрака мы идем к нему домой.
Я, мои ребята и еще полгорода сзади.
А другая половина висит на заборе у моего родича.
Он подходит к калитке, распахивает её, и я вижу накрытый во дворе стол, а у самой калитки маленького золотушного мальчика.
— Сюня! — говорит мой кровник.
— Смотри, кто к нам пришел!
Сюня испуганно смотрит на меня, на людей за моей спиной, на народ, висящий на заборе, и молчит.
— Сюня! Как тебе не стыдно? Неужели ты его не узнаешь?
— не унимается родственник.
Мальчик со страхом ворочает глазами.
— Сюня! — уже кричит родственник.
— Подумай! Это самый знаменитый человек нашего времени! Ну?
Во дворе — тишина.
И мальчик Сюня, показывая на меня, выдавливает:
— Это Ленин!»
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
![]()
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: