Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1604 участника
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

«Бетховен, босяки! И чтоб тихо мне!» Актёрские байки.

Одному из самых известных одесситов — Лазарю Иосифовичу Вайсбейну, которого мы знаем под именем Леонид Осипович Утесов, посчастливилось стать больше, чем певцом.

Он был частью жизни целых четырех поколений, а его творческая жизнь продолжалась невероятно долго — почти семьдесят лет. Его пение хотели слышать все, включая первых лиц государства, а про его жизнь рассказывали несметное количество баек — ведь одесситом он оставался всегда.

***

В пятидесятые годы в Московском цирке работал режиссер Арнольд Григорьевич Арнольд.

Как писал о нем Юрий Никулин, «человек огромного темперамента, удивительной энергии — один из лучших режиссеров цирка!».

Вот какую историю записал в своем дневнике знаменитый «Домовой» — директор ЦДРИ Борис Филиппов:

«Арнольд очень дружил с Леонидом Утесовым, часто сиживал с ним за бутылкой чего-нибудь покрепче.

Однажды засиделись. Арнольд стал уговаривать Утесова остаться: чего, мол, тащиться через всю Москву на ночь глядя, вот тебе кушетка, ложись и спи. Утесов ни в какую не соглашался.

Мотивировал тем, что боится огромной собаки Арнольда, на которую и днем-то страшно смотреть, а ночевать с ней в одной квартире тем более. Да еще эта кушетка, которую хозяин предлагал для ночлега:

Утесов знал, что обычно собака спит именно на ней, и не без оснований опасался, что зверюга будет недовольна. И только когда Арнольд пообещал, что запрет собаку в чулан, Утесов согласился и остался.

Ночью раздался грохот, и на спящего Утесова обрушилось нечто громадное и тяжелое.

Эта собака вырвалась-таки из заключения и прыгнула на законную кушетку.

Она устроилась на ногах Утесова и всем видом показывала, что не уйдет ни за что. Перепуганный Утесов сдавленным голосом позвал Арнольда на помощь, причем, что интересно, по-еврейски.

Хозяин пришел, прогнал собаку, долго и озадаченно смотрел на Утесова и, наконец, спросил:

«Лёдя, вот никак не могу в толк взять: почему ты меня по-еврейски позвал, никогда в жизни на идиш не общались?..»

На что Утесов плачущим голосом ответил:

«Чтобы твоя чертова собака не поняла, зачем я тебя зову!»

 

***

Утесов любил рассказывать, что такое настоящее мастерство конферансье.

По случаю какого-то праздника — концерт в одесском порту. Публика та еще — грузчики и биндюжники.

Артисты вертятся на пупе, смешат изо всех сил.

В зале гвалт и гогот, принимают, в общем, хорошо, но уж очень бурно: реплики и все такое...

Конферансье, старый волк одесской эстрады, подбегает к пианисту:

«Маэстро, ваш выход следующий, идите уже, что вы стоите, как памятник Дюку Ришелье!..»

Пианист, весь бледный и в поту, со стоном мотает головой:

«Не пойду, не пойду, смотрите, какой зал, они же меня слушать не будут, будут топать и свистеть, какой ужас, боже мой!»

«Так, — сказал конферансье, — чтоб вы знали: слушают все.

Главное — как подать номер!

Стойте в кулисе и смотрите!»

Твердым шагом выходит на сцену и, перекрывая шум зала, возглашает:

«Загадка! На заборе написано слово из трех букв, начинается на букву „Хэ“ — что?»

Зал в восторге ревет в ответ хорошо знакомое слово.

«Нет! — кричит конферансье.

— Нет, чтоб вы пропали!

Это слово „ХАМ“!

Так вот, Бетховен, босяки: „Лунная соната“, и чтоб тихо мне!!!»

 

 

***

Неистощимый на выдумки, Утесов особенно гордился одной репризой.

Посреди концерта в кулисе раздавался телефонный звонок, и на сцену протягивалась рука с трубкой:

«Леонид Осич, это вас!»

Утесов брал трубку: «Алло... Да... Этот — хороший!

Этот — плохой! Хороший... хороший...

Плохой... Хороший! Этот плохой! Этот хороший!»

Вернув трубку за кулисы, он пояснял зрителям:

«Это жена звонила... С рынка... У нее плохое зрение, и я помогаю ей выбирать помидоры!»

***

 

Утёсов был из тех одесситов, что старались не пропустить ни одного повода для репризы.

Но однажды его перешутили.

И кто же такой смельчак?

Рижский портной по фамилии Беринбаум, у которого шил костюмы сам Аркадий Райкин, который и дал телефон портного Утесову, отправившемуся на гастроли в Ригу.

И вот Утесов приходит к мастеру со всей своей свитой.

— Месье Беринбаум, вот у меня два отреза. Я хочу два костюма — песочный и серый.

Только я здесь на гастролях две недели, так что по-стахановски.

На что Беринбаум очень серьезно сказал:

— Месье Утесов, мы ваших стахановских методов не знаем.

Так что, как обычно, через три дня придите заберите оба. Окружающие затихли.

Утесов был явно уязвлен: портной с серьезным лицом его явно перешутил.

Тогда он сказал:

— Месье Беринбаум, вы, наверное, меня не поняли, мне нужен хороший костюм. Как вот этот, который на мне.

Тот обошел Утесова кругом:

— Кто это вам шил?

— Это мне шил в Москве знаменитый Затирка.

— Я не спрашиваю, как его фамилия. Я спрашиваю, кем он работает.

После этого Утесов кинулся обнимать портного.

***

 

На гастролях в Одессе к Утесову подошел пожилой еврей.

«Леонид Осич, дорогой наш! Как мы вас любим, как вся Одесса с вас гордится!

Хоть вы теперь в Москве, мы всё про вас знаем, за всеми успехами следим!

А какой у вас замечательный сынок — красивый, талантливый, просто чудо, весь в отца!»

«Но у меня нет сына,

— объясняет Утесов,

— у меня только дочь, Эдит!..»

«Ха,

— воздел руки поклонник,

— он мне будет рассказывать!»

***

 

На расширенном заседании коллегии Минкультуры СССР министр Демичев распекал деятелей культуры за отсутствие идеологической цельности.

В подтверждение он привел какую-то ленинскую цитату, и тут из зала раздался голос Утесова:

«Неверно цитируете, Петр Нилыч! У Ленина вот как!..»

И — выдал подлинную цитату, как из пушки!

Демичев тут же объявил перерыв.

Референты понеслись проверять, и через полчаса Демичев торжественно возгласил:

«Дорогой Леонид Осипыч, спасибо вам: вы меня поправили абсолютно верно!

Обращаю внимание всех присутствующих: вот так настоящий советский артист должен знать произведения великого Ленина!»

На что Утесов, скромно отмахнувшись, ответил:

«Ай, что вы говорите! Просто на днях мне Мотя Грин принес номер к Седьмому ноября, так там эта хохма была!»

***

 

Борис Брунов рассказывал утесовскую байку о его женитьбе на артистке оперетты Елене Осиповне Ленской.

Для этого рассказа Утесову была необходима коробка спичек.

Он открывал коробок, вынимал одну спичку и говорил:

«Смотри сюда! На нашей свадьбе были: моя сестра,

— тут он клал спичку налево от себя,

— и сестра Леночки».

С этими словами он вынимал другую спичку и клал ее направо.

«Мой брат,

— еще спичка налево,

— и брат Леночки».

Спичка относилась направо.

«Племянница моя,

— спичка налево,

— племянница Леночки».

(Спичка направо.)

«Мой дядя, — спичка налево,

— дядя Леночки». (Спичка направо.)

«Моя тетя, — спичка налево,

и до едреной матери Леночкиной родни!!!»

При последних словах Утесов в сердцах вытряхивал в правую кучку всё содержимое коробка.

***

 

Еще будучи молодым человеком, Утесов ехал в Одессе в переполненном трамвае, и вдруг услышал, что заплакала девушка

— у нее вытащили кошелек.

Утесов поинтересовался, сколько было в кошельке денег.

Девушка ответила, что 20 копеек.

Тогда он дал ей 20 копеек и попросил не плакать.

Девушка успокоилась, но, выходя из трамвая, спросила Утесова:

«Простите, а не могли бы вы кошелёк тоже вернуть?»

***

 

Утесову было 80 лет, когда режиссер Леонид Марягин пригласил его на премьеру своего фильма

— в нем звучала песня в исполнении Леонида Осиповича.

Когда пришло время представлять со сцены съемочную группу, Марягин представил своих помощников и заявил, что Утесова тоже считает членом творческого коллектива и надеется еще долго с ним сотрудничать.

Зал зааплодировал, а Утесов встал и сказал:

«Можно, я расскажу вам один подходящий к случаю анекдот?

Одного 80 летнего старца приговорили к 25 годам тюрьмы.

Старец этот прослезился и сказал судьям:

«Граждане судьи, благодарю вас за оказанное доверие!»

***

 

История, рассказанная самим Утёсовым в программе «Вокруг смеха» в 1981 году.

«Меня пригласили в Большой Театр, где шёл спектакль — опера «А зори здесь тихие».

В одном из актов там была такая сцена:

девушки ставили пластинку с песней «Сердце, тебе не хочется покоя», которая громко зазвучала на весь театр.

Я пошутил:

«Обычно певцов из Большого к 60 годам выводят на пенсию, а меня в 85 только пригласили в Большой».

***

 

А эту историю записал Владимир Шахиджанян:

«Я приехал на два выступления в Бердянск,

— заговорщически приступал Леонид Осипович,

— до войны. Заметьте, тогда я был знаменит, как Алла Пугачева.

Даже больше.

В Бердянске у меня жил мой кровный родственник, и вот приходит он ко мне и приглашает пообедать.

— Я могу только с оркестром. Он согласился.

И сразу после завтрака мы идем к нему домой.

Я, мои ребята и еще полгорода сзади.

А другая половина висит на заборе у моего родича.

Он подходит к калитке, распахивает её, и я вижу накрытый во дворе стол, а у самой калитки маленького золотушного мальчика.

— Сюня! — говорит мой кровник.

— Смотри, кто к нам пришел!

Сюня испуганно смотрит на меня, на людей за моей спиной, на народ, висящий на заборе, и молчит.

— Сюня! Как тебе не стыдно? Неужели ты его не узнаешь?

— не унимается родственник.

Мальчик со страхом ворочает глазами.

— Сюня! — уже кричит родственник.

— Подумай! Это самый знаменитый человек нашего времени! Ну?

Во дворе — тишина.

И мальчик Сюня, показывая на меня, выдавливает:

— Это Ленин!»

 

 

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+2

Администратор 14.01.2024 , обновлено  14.01.2024
Пожаловаться Просмотров: 149  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены