Эта страничка отечественной истории сегодня практически забыта, а между тем массовое автомобилестроение в СССР начиналось со сборки из американских машинокомплектов автомобилей Ford A и Ford AA. Эти машины тогда гордо называли «советскими фордами».
Догнать и перегнать
К концу 20-х годов в Советском Союзе положение с автомобилями стало критическим. Закупленные в массовом порядке в Первую мировую войну автомобили полностью исчерпали свой ресурс и уже не подлежали восстановлению, решить проблему пополнения автопарка страны поставками из-за границы было невозможно, а собственный автопром делал лишь первые робкие шаги.
К началу 1928 года советскими автозаводами выпущено всего лишь 670 автомобилей, в то время как специальная правительственная комиссия во главе с Я.Э. Рудзутаком двумя годами ранее определила потребность государства на ближайшие пять лет в 40 тыс. автомобилей! И это минимум, в реальности автомобилей необходимо было гораздо больше.
Грандиозные планы советского правительства по индустриализации и подъему экономики невозможно было осуществить без сотен тысяч новых грузовиков. Выход был один — создавать собственное массовое производство автомобилей.
Николай Осинский, в течение двух лет путешествовавший по Америке и изучивший все аспекты американского автопрома, в своих многочисленных публикациях убеждал, что в СССР массовый выпуск автомобилей надо организовать так, как это делают американцы, тогда на выходе получится дешевый и простой автомобиль, в котором и нуждается страна.
8 результате развернулась полемика: во-первых, что лучше — строить один крупный автозавод по образу и подобию американского или несколько маленьких
по европейскому образцу, во-вторых, какие типы автомобилей необходимо производить на этих заводах и в каких пропорциях. Сначала предполагали, что будет построен автозавод по типу американского с годовым выпуском 12-25 тыс. автомобилей. Даже эти цифры выглядели ошеломляющими.
Но Автодором (Обществом содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог СССР) была выдвинута идея строительства гигантского автозавода производительностью 100 тыс. автомобилей в год — цифра огромная. Советский Союз одним махом мог по количеству выпускаемых автомобилей опередить такие «автомобильные державы», как Германия или Италия.
Идея Автодора была подхвачена и закреплена на государственном уровне Постановлением 8СНХ СССР No498 от 4 марта 1929 года, в котором говорилось о строительстве мощного автомобильного завода производительностью 100 тыс. автомобилей в год. Одновременно в президиуме ВСНХ решался вопрос о месте строительства будущего советского автогиганта. В качестве возможных вариантов назывались Ленинград и Нижний Новгород.
В результате выбрали Нижний Новгород.
Он расположен достаточно далеко от границ и в то же время близко к уральским источникам сырья, где уже существовала развитая металлообрабатывающая промышленность, а значит и квалифицированная рабочая сила. К тому же здесь был крупный железнодорожный узел и удобные водные пути, обеспечивавшие дешевую перевозку полуфабрикатов и готовой продукции.
Это интересно
0
|
|||
Комментарии временно отключены