Дионисий – третья значимая фигура, завершающая русскую иконопись золотого века. Век, начавшийся фресками и иконами неистового византийца и философа Феофана Грека, продолжившийся в гениальных духоносных работах Звенигородского чина инока Андрея Рублева и завершившийся живописными неземной красоты фресками Рождественского храма Ферапонтова монастыря мирянина Дионисия.
Все трое творили в духе исихастской традиции, но воплощали ее по-разному: Феофан – в строгом и грозном лике Господа Вседержителя, преподобный Андрей - в добром и милующем Спасителе, Дионисий – в неземной красоте человека, стяжавшего в умном делании Дух Святой. Иконопись того времени - своеобразный вклад Русской православной церкви в догматические споры, разгоревшиеся в XIV веке в Византии между сторонниками и противниками исихазма и св. Григория Паламы, отстаивающего нетварность фаворского света.
Дионисий, хоть и был мирянином, и совершал, как и все, много ошибок, но умел молиться и все его иконы, особенно последние фрески, результат умного делания, молитвенной сосредоточенности и мудрости человека, завершающего свой земной путь. Роспись харама Ферапонтова монастыря венчает многолетний труд иконописца и являет победу Святого Духа над падшей человеческой природой, конечный пункт всех подвижнических трудов, плод смирения и благодати. Читать далее
Последние откомментированные темы: