Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Почему реализм – это неинтересно?

Любители реалистичного направления уже негодуют, прочитав заголовок статьи. Но прежде чем устраивать в комментариях марш несогласных, почитайте мои аргументы.

  Что такое реализм в живописи и зачем он нужен?

Многие определяют его как направление XIX века, ставящее перед собой цель максимально точно передать действительность. Да полно вам, какой XIX век? Неужели к этому не стремились раньше? Художники с XV века приходили в анатомический театр поглазеть на человеческие внутренности никак не для собственного удовольствия, а чтобы детально разбираться в анатомии и правильно изображать людей на своих полотнах. И я уж не говорю про живописные уроки античности (которые были полностью забыты в эпоху Средневековья). Словом, реализм – это стремление к правдоподобной передаче действительности.

 

Фаюмский портрет — римлянка

 

Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой

 

Поленов, Московский дворик

  Все «за» и «против». Вчера, сегодня, завтра

…И стремление это в предыдущие века выливалось в прекрасные живописные формы до тех пор, пока оставалось нереализованным до конца. То есть до тех пор, пока оставался «зазор» между живописью и фотографией и пока последней не существовало вовсе. Художник технически не мог передать увиденное со 100%-ной точностью, поэтому в картине оставалось пространство для воображения. Но стоило мастеру создать «обманку», которая кажется вырубленным в стене окном, как искусство сменялось ремеслом. «Реализм» – почти что антоним слову «творчество». В те стародавние времена это было оправдано: как иначе сохранить для потомков изображение, например, королевской четы (чтоб знали, как выглядели их дед с бабкой)? Поэтому и приглашали придворного художника, который старался изобразить монарха как можно натуралистичнее. Но в наши дни такой зубодробительный реализм полностью утратил свой смысл. Хочешь получить полную копию изображения увиденного – купи фотоаппарат, зачем тратить годы на обучение живописи и потом еще месяцы на полотно, где прописана каждая травинка? Поэтому я говорю о неактуальности, ненужности, неинтересности реалистичной живописи сейчас, в наше время. А не в истории искусства прошлых столетий, когда профессии «фотограф» просто не существовало. И уж, конечно, никак не о реализме как направлении в живописи XIX века.

  Где грань?

Великие реалисты – всегда «недореалисты». И сейчас, и ранее. Прелесть есть только в том реалистичном полотне, в котором помимо «копипаста» есть что-то еще, в первую очередь – видение автора и возможность для зрительского сотворчества. И именно на этом этапе реализм уже перестает быть реализмом как таковым и начинает представлять интерес для современного зрителя, пресыщенного фотографией.

«Живопись позволяет увидеть веши такими, какими они были однажды, когда на них глядели с любовью».

– Поль Валери, французский поэт.

Написать портрет «так, чтобы было похоже» –  это еще не искусство. Искусство – написать его так, чтобы изобразить душу, чтобы передать настроение, свое видение, мироощущение. Ведь гораздо интереснее не просто смотреть и видеть сходство, а искать сокрытые смыслы и пытаться вникнуть в художественный замысел!

Гиперреализм. Грегори Тилкер, Под безрассудным небом  

Рене Магритт, Чувствительная струна

Корнелис Норбертус Гисбрехтс. Тромплей с мандолиной, нотной тетрадью и другими предметами

   

Пабло Пикассо. Гитара и скрипка  

Источник: https://paintingrussia.wordpress.com    

А что Вы думаете о реализме? Да начнется холивар в комментариях!

 

Это интересно
+17

17.01.2018
Пожаловаться Просмотров: 2245  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены