Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Музшкола Владимира. 3. Vladimir s Music school

Ну а теперь:    В ПЕРВЫЙ РАЗ   -     В  ПЕРВЫЙ КЛАСС!


Но не все,  а только хорошие ребята,  которые действительно собираются учиться музыке,  а не шалить на уроках,  да  других ребят обижать не переменах.
Кто мне может ответить на вопрос:  "Что такое музыка?",  - поднимите руки!
Вот кто поднял,  тот со мною в класс и идёт.   А  остальные пойдут назад  в подготовительную группу  читать  там 1-ю и 2-ю главу этой книжки про нашу с вами школу и её принципы.   И пока не выяснят для себя: "Что такое музыка?", к нам сюда пусть не приходят.  Всё равно ведь ничего не поймут. 


Вы, конечно,  все слышали,  что в музшколе  первым делом всегда учатся читать ноты.

Вот этого-то  мы с вами делать и не будем - всё равно не научитесь.  И не потому, что вы такие глупые, а я такой плохой учитель,  а просто  потому что для этого наша  жизнь человеческая  слишком коротка.  Но вы не расстраивайтесь,  все музыканты вокруг нас тоже читать ноты по-настоящему не умеют и никогда их полностью  не понимают, но как-то же приспособились и играют себе.  И  иногда ну просто замечательно играют! 

Некоторые  музыканты просто копируют чьи-нибудь записи со слуха, есть такие, что даже и сами о чём-то могут догадаться, когда в ноты смотрят, а некоторые вот ещё и  берутся других  музыке учить,  хотя им самим  учиться  бы да учиться...

Вместо  этой пустой траты времени  мы с вами  возьмём пример со знаменитого Чукчи (имя собственное, я национальной розни не разжигаю), который вступил в Союз Писателей,  совершенно не умея читать (он же решил быть не читателем,  а писателем),  и поехал в бесплатный дом отдыха  за счёт СП оттачивать своё литературное мастерство.  Вот и все  мои ученики вместо обучения чтению сразу становятся композиторами  и просто-напросто  сразу сами  начинают сочинять музыку.   И всегда удивляются, ну до чего же это, оказывается,  лёгкое и забавное дело!

Я не шучу.    Иосиф Гофман в своей знаменитой книге  приглашает к себе на урок любого пианиста мира,  чтобы показать ему то,  что тот или  та совершенно  не видит у композитора  в нотах. 


У моего учителя Владимира Владимировича  Нильсена ничего не было в его долгой жизни, кроме музыки.  Уже только по одной этой причине он мог видеть и видел  в нотах намного больше, чем другие музыканты с детьми и семьями.

Самый знаменитый пианист 20-го века был этой его способностью настолько потрясен, что сказал ему как-то:

"Как же много ты видишь в тех же  самых нотах того,  что другие  просто никогда не замечают.  И как много, верно,  и хорошо ты говоришь о  том,  что видишь.

Если бы я знал столько же, сколько ты .... я бы и двух нот на сцене сыграть  не смог!"

http://www.proza.ru/2019/02/26/155


Эта "похвала" Нильсена очень расстроила. Он всё оправдывался перед нами-учениками: 

"Я же "знаю"  не на сцене,  а  только  у себя дома,  когда готовлюсь к концерту.  Ничего плохого в знаниях нет.  Нужно просто ещё знать: где и как эти знания применять.  Вот и всё."


Но и сам Владимир Владимирович (Нильсен) тоже до конца своей жизни не раз делал "невероятные открытия" в сто раз игранных им произведениях.  В свои 80 с лишним  лет он специально звонил мне в ЮАР,  чтобы поделиться "ошеломляющей новостью".  Оказывается, он всю жизнь ничего не понимал в "Лунной сонате" Бетховена и играл её  совершенно неверно.  И  вот только сейчас до него, наконец-то,  дошло: что именно Бетховен имел в виду в знаменитой первой части этой сонаты.  Спрашивал, не могу ли я специально прилететь, чтобы он успел показать  мне,  как именно нужно играть эту сонату?   К сожалению,  он не успел этого сделать.  А телефонный разговор и реальный урок - вещи разные.


Я хорошо разбираюсь в автомобилях, и ко мне весь квартал вокруг  ходил за помощью и консультациями по авто - проблемам.  При этом я не умею читать чертежи и даже заводские инструкции - меня  от них сразу в сон бросает.  Секрет в том, что я своими руками собрал прямо  у себя во дворе под открытым небом (гаража не было) пару автомобилей повышенной проходимости ("простым людям" их не продавали). Последний из них я просто оставил на стоянке аэропорта Шереметьево,  улетев оттуда в ЮАР, как оказалось, очень надолго.


Тот же приём я использую при обучении музыке.  Если вы сочинили и записали на бумаге несколько десятков своих пьес различного характера, тактового размера, тональности и фактуры, то учиться чтению нот,  поверьте мне, вам уже совершенно не нужно.

Поэтому,  прямо сейчас мы приступаем к композиции.  Но пока не на бумаге,  а на обеденном столе.
  
Каждый берёт себе из корзинки на столе по четыре яблока (можно четыре апельсина) и кладёт их перед собой в одну линию слева направо.  Справа, после последнего в ряду яблока, положите две палочки для еды (если мы в китайском ресторане), но можно и две вилки, два ножа или ложки.  Это - наш с вами знак повторения,  чтобы мы два раза подряд своё сочинение исполняли.  Всё. 

Поздравляю вас с вашей композицей Опус 1 !   Отличное начало - ни одной ошибки никто не сделал.   А опус 1 как раз и означает: сочинение вот этого композитора под номером один. 

Теперь премьера - первое исполнение вашего первого сочинения.  Вы же и будете свою музыку исполнять. 

 
Как вы помните,  музыка - это звуки, организованные во времени.  Ну и зачем ты, мальчик,  мне свои часы показываешь?  Такие, как у тебя часы для музыки не годятся.  Нужны специальные "музыкальные часы", называются они - МЕТРОНОМ, и 
лучше всего -  это современный метроном с человеческим голосом.   Этот электронный,  компьютерный голос нужен нам сегодня  потому,  что ученики теперь  уже обычно ленятся считать вслух сами  или вообще не умеют этого делать.  А вот стукнуть ученика линейкой по голове,  чтоб  он не забывал считать вслух,  уже ни одному учителю сегодня нельзя - это строго запрещено.


На всякий случай, я покажу вам, как можно считать самому - я сам для вас буду громко считать  вслух вместо электронного метронома.    Но считать я буду не так, как вы в обычной школе считаете: до десяти, двадцати или пятидесяти.   Я буду считать только до четырёх.    И вовсе не потому до четырёх , что до десяти считать уже не умею,  а потому,  что нашей с вами музыке сегодня больше, чем четыре,  и не нужно.



И вот этот счёт "до четырёх" в музыке настолько часто встречается, что обычно в начале такой композиции просто пишут одну лишь  букву "C" - Common.  Это означает "обычный счёт", "как всегда" ит.п.  Так что мы начали наше сочинительство с самой-самой обычной музыки.


Итак, начинаем первое исполнение вашей  самой первой композиторской работы.  Я буду считать до четырёх много раз подряд без остановки между повторами - это очень важно.  Иначе музыка у нас получится некрасивая, а слушатели заскучают и уйдут. И ещё очень важно считать очень-очень ровно.  Не так, что наше "четыре" получится очень  длинным, а "раз"  совсем  коротким, а  так, чтобы  ну все-все наши "счёты" были совершенно одинаковыми по длине. 


Итак, я считаю, а вы играете свою музыку.  На чём играете? Да на вашем хорошо знакомом инструменте, в ладошки хлопаете.  Но не на каждый мой счёт хлопаете, а только в тот момент,  когда я  "раз" говорю.  И  у нас получится,  что каждому яблоку перед вами четыре моих счёта достанется.  Именно это нам  сегодня и нужно. Но только не забудьте, что у нас есть в конце знак повторения. Поэтому исполнение будет двойным: 4+4+4+4  и опять 4+4+4+4 безо всякого промежутка и остановки между исполнениями. 


Начали! 4+4+4+4+4+4+4+4 -  Аплодисменты.  Премьера состоялась!

Это была уже САМАЯ НАСТОЯЩАЯ МУЗЫКА: "Система, состоящая из звуков определённой (природным устройством ваших ладошек) высоты и силы (на этот раз ещё одинаковой силы для всех  наших хлопков в ладоши, но в будущем придумаем что-нибудь поинтересней), организованная определённым образом (заданием учителя) во времени".  Ура-а-а!!!


Все идут на перемену!  А после перемены мы станем  покорять уже  новые вершины композиторского и исполнительского искусства.

 

Это интересно
+3

19.03.2019
Пожаловаться Просмотров: 585  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены