Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Приглашаю к сотрудничеству всех, кто любит музыку

 

 

Приглашаю к сотрудничеству всех, кто любит музыку

В последнее время часто говорят и пишут, что музыкальному исполнительству и образованию совершенно необходима настоящая научная основа, а не одна лишь интуиция, как это есть в действительности.

Дело в том, что ноты, написанные композитором на бумаге, являются лишь промежуточным продуктом музыкального искусства. А конечный продукт в виде реально звучащей музыки потребитель - слушатель получает уже лишь от музыканта-исполнителя. И этот конечный продукт часто не соответствует по своему качеству уровню «промежуточного продукта», созданного великим композитором, а то и гением.

Из-за этого слушатель отказывается от подобного рода «продуктов» и ищет себе их замену в другом месте. По этой причине сегодня пустует все больше залов на концертах, и падают продажи записей классической музыки.

Идея научного обоснования исполнительства была очень популярна еще в первой половине 20-го века. Однако она тогда не могла быть реализована по причине отсутствия соответствующих технологий для акустических измерений.

Сегодня же мы видим вопиющее несоответствие небывалых, безграничных возможностей для подлинно научного анализа каждой ноты исполнения, и полного отсутствия интереса при этом к подобным исследованиям со стороны научных учреждений и высшей школы.


Любая наука является настоящей наукой лишь в той степени, в какой она основана на математике. Музыка - не исключение. Ее математичность была очевидной уже в древности. Во времена Пифагора музыку преподавали в университетах как основной предмет, а математику и геометрию с астрономией - как составляющие части музыки. Злодей-Сальери «алгеброй гармонию поверил». А Эйнштейн считал музыку высшей формой математики: «Она настолько совершенна, что люди не замечают этого».

Любая наука начинается с достоверных данных. А достоверные данные получаются путем количественных измерений и сравнений. В начале 20-го века точных инструментов для измерения акустических параметров ноты не было, и полученная в исследованиях информация была слишком скудной для развития науки о музыкальном исполнительстве.

Однако когда такие инструменты появились, то возникла новая проблема - полученная этими инструментами информация оказалась чудовищно избыточной. Потому что полное цифровое описание всех параметров одной-единственной ноты превосходит по объему толстую книгу. А таких нот в какой-нибудь короткой пьесе может быть несколько сотен. Из-за проблем с акустическими измерениями нот сложилось мнение, что наука об исполнении музыки невозможна в принципе.

Эта ситуация усугубляется в общем-то обоснованными (для них) страхами и враждебностью со стороны профессуры и руководителей учебных и научных учреждений. На моих глазах была разогнана и уничтожена в 1966 году огромная, в целый этаж Нового корпуса Московской консерватории Научно-Исследовательская Лаборатория Музыкальной Акустики. За то, что они готовились опубликовать сенсационный доклад о бесспорных данных, напрочь опровергающих некоторые ложные постулаты и принципы музыкальной педагогики этой же консерватории (и других - тоже).

Но вопреки безнадежному пессимизму всего вышесказанного, по крайней мере один хороший и надежный метод необходимых нам акустических измерений и их интерпретации давно уже существует.

Мне в жизни повезло с учителями (лучшим из учителей была, как водится, госпожа Необходимость). Поэтому у меня есть прекрасно работающий уже более полувека способ измерения и указания всех необходимых для хорошего исполнения параметров любой ноты в произведении. И этого вполне достаточно для решения большинства задач исполнительства и обучения музыке.

Важно отметить, что все измерения производятся в удобных и понятных для любого человека единицах измерения. А все прочие, непригодные для музыки параметры ноты (например, участки спектра частот, не воспринимаемые человеческим ухом) музыкантам измерять совершенно незачем.

Эти единицы измерения одинаково хорошо работают и для обучения трехлеток в детсадах, и для взаимодействия с артистами высочайшей квалификации. С помощью этих «музыкальных градусов» легко объяснять и понимать: что именно нужно делать и чего следует избегать в данной музыке.

Эти «градусы» измеряют не реальные физические характеристики нот, а одно лишь человеческое восприятие и представление об этих нотах. Но ведь именно это и является в итоге самым важным для взаимодействия музыки со слушателем - ее конечным потребителем. А инструментом измерения в данном методе являются уши и мозг исполнителя, преподавателя, ученика, исследователя, и т.п.

Например, если я работаю с ребенком и прошу его сыграть или спеть четыре последовательные ноты так, чтобы первая была маленьким котенком, вторая - взрослой, большой мамой, третья - ее маленькой дочкой, а четвертая - большим и сильным папой, то все эти котята с мамами-папами и являются в данном случае нашими «градусами», понятными любому ребенку.

Перед игрой на рояле можно предложить ученику прохлопать то же самое в ладоши или протопать ногами. Я не могу себе представить ребенка, который не справился бы с таким заданием.

И если, к примеру, наш котенок оказался слишком тихим, то мы тотчас заменим его собачкой. А если «папа» оказался слишком громким, то мы заменим папу старшим сыном, который уже перерос маму, но все еще ростом ниже папы, и т.д.

Если же я работаю со студентом консерватории или с оперным певцом, то я уже прошу их сыграть или спеть два раза одну и ту же ноту с возможно меньшей, но все же различимой разницей между ними по громкости. Вот эта, доступная данному музыканту минимальная разница (у другого она может быть иной - большей или меньшей) и будет для него «одним градусом».

А затем, в дальнейшей работе мы уже будем говорить о разнице в два, три или более градусов (в большую или меньшую сторону). Я так же не встречал людей, которые не могли бы справиться с этим простым заданием.

Мне рассказывали, что Рихтер с Ростроповичем соревновались в том, у кого из них такая еле заметная разница по громкости между двумя нотами будет меньше. Эта сторона исполнения имеет огромное значение. Ведь чем выше мастерство артиста, тем менее заметна слушателю его «исполнительская кухня»: все эти ударения и смягчения нот в мелодии и аккомпанементе.

Плавная речь - ласкает слух. А явные акценты и провалы громкости - только раздражают слушателя. Однако другая крайность - монотонность, отсутствие ударений и смягчений делает музыку плоской и скучной. Слушатели от такой музыки засыпают или уходят с концерта.

Любой человеческий язык - это определенные звуки определенной силы, организованные во времени.

Музыка - это один из человеческих языков. Особенность музыкального языка состоит лишь в том, что его алфавит состоит не из гласных, согласных, шипящих и т.д., а из звуков определенной высоты.

И поскольку высота и относительное время нот в музыке исполнителем изменяться не могут, они строго фиксированы (точно указаны композитором), то, следовательно, вся разница между лучшим и худшим исполнением заключается в соотношениях между нотами по их силе, громкости. Потому что лишь эта сторона музыки (если не считать скорости исполнения) оставлена в основном на усмотрение исполнителя и управляется им.
И если эти соотношения верны, то исполнение хорошее. А если ошибочны - плохое.

Совершенно очевидно, что этим соотношениям учить необходимо, но ни один университет или консерватория этим заниматься не желают. Я многократно предлагал проверить публично указанный выше метод в действии: на моих собственных или местных студентах любого учебного заведения. Но всегда я получал решительный отказ с формулировкой вроде: «Вы с ума сошли! Немедленно прекратите это. Вы хотите оставить всех преподавателей без работы», и т.п.

Это утверждение - ложно. “Google translate” не оставил преподавателей языков без работы, а, наоборот, привлек миллионы к изучению иностранных языков, которое теперь стало менее трудным. То же самое произойдет и с музыкой, если каждый сможет играть с первых же дней занятий красиво, а не отвратительно после многих лет бесполезных упражнений в музыкальной акробатике.

Этот метод на сайте Pianostreet.com 20 лет назад назвали FIORNI - Точная (или Тонкая) Индексация Относительной Интенсивности Нот. Я согласен с этим названием.

Я приглашаю всех, кто любит музыку, к сотрудничеству. Я готов раскрыть и объяснить все известные мне секреты красивого исполнения и обучения такому исполнению. А главное - я с удовольствием покажу все, о чем здесь говорилось, в действии на реальном уроке по Интернету. К урокам «на удаленке» все сегодня благодаря Ковиду уже приучены.

Жду ваших вопросов, мнений, возражений в комментариях. А главное - приглашений провести урок, если вы настроены серьезно.

Во избежание недоразумений подчеркиваю, что мое предложение - это НЕ очередной коммерческий проект. И ни о какой оплате моих уроков по Skype, Facetime, Messenger и т.п. речь не идет. По договоренности с участниками эти уроки могут быть записаны и выложены здесь на видео.

Моя страна учила меня бесплатно, и я с удовольствием отвечу ей тем же.

Это интересно
+8

03.05.2023 , обновлено  04.05.2023
Пожаловаться Просмотров: 682  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены