Открытая группа
56060 участников
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20201126215427

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Эль Греко. «Из “византийца” в “венецианца”»

*Выбор статьи об Эль Греко был не случайным.  «Полотна отступившего от правил грека высятся перед нами как вертикали скалистых берегов далеких стран. Нет другого художника, который так затруднял бы проникновение в свой внутренний мир». (Хосе Ортега-и- Гассет). По сути, это новатор своего времени. К тому же, интересна эволюция художника «из “византийца” в “венецианца”». «Несомненно, что Тетокополи обладал необычайной духовной восприимчивостью, иначе бы с ним не могла совершиться первая метаморфоза из “византийца” в “венецианца”». (Александр Бенуа).

 

Искусство Эль Греко, нашедшего благодатную почву для раскрытия своего самобытного, необычайного дарования в Испании, по своим масштабам не укладывается в рамки какой-либо одной национальной школы.  Оно представляет собой причудливый сплав поствизантийской иконописной традиции с подлинно всеобъемлющим ренессансным мировосприятием, пронизанный глубокой религиозностью и проникновенным драматизмом.

Большинство произведений Эль Греко написаны на религиозные сюжеты, но при этом сильно отличаются от привычных алтарных картин, напоминая фантастические видения, исполненные экспрессии и экстаза. Лишь в одном картины Эль Греко тождественны иконным образам – они являют мир, каждая частица которого преображена силой яркого духовного озарения.

 

Становление. Годы юности на Крите

О раннем периоде жизни Доменико Теотокопули (настоящее имя художника) сведений, к сожалению, почти нет. Известно, что он родился в 1541 году в Кандии (ныне Ираклион), столице острова Крит. Отец его, Георгиос Теотокопулос, был сборщиком налогов и параллельно занимался торговлей, можно предположить, что, что семья принадлежала к кругу зажиточных горожан. На тот момент Крит, один из крупнейших и прекраснейших островов Средиземноморья, находился во владении Венецианской республики, будучи захваченным в 1211 году после варварского разграбления Константинополя во время четвертого Крестового похода (1204).

Чтобы понять истоки столь самобытного дарования, каким был наделен художник, важно воссоздать царившую на острове противоречивую атмосферу. Местные жители – православные греки – в своих поисках продолжали стремиться к Константинополю, столице Византийской империи, которая навсегда осталась для них символом утраченной независимости. Неудивительно, что правление венецианцев на острове поначалу встретило неприятие со стороны местных жителей.

К началу XVI века ситуация сильно изменилась. Нарастающая угроза со стороны Османской империи заставила Венецианскую республику искать союзников в борьбе за сохранение своих земельных владений. Поэтому и политика в отношении колоний смягчилась. Особенно это стало ощутимо в городах, где правящая элита постепенно перенимала греческие традиции и образ жизни. В культурную жизнь острова постепенно проникают отголоски итальянского Ренессанса. Таким образом, становление Эль Греко как художника происходило в период активно развивающегося художественного взаимообмена двух совершенно разных культур – восточной (поствизантийской) и западной (латинской).

Документальных свидетельств об обучении и первых творческих шагах художника почти не сохранилось.

К счастью, до нас дошло несколько икон Доменико критского периода, по которым можно судить о его ранней живописи. Среди них сильно утраченный образ «Св. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем».

Святой Лука сидит перед мольбертом с иконой  Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Нет сомнений, что в этой иконе Эль Греко особенно хотел подчеркнуть роль св. Луки как первого христианского художника, который не просто запечатлел земной образ Богородицы, но и создал произведение искусства.

 

Венеция

В 1567 году Эль Греко подобно многим молодым художникам отправляется в Италию, чтобы открыть во всей полноте мир искусства Возрождения. Для греческого иконописца начинается новый этап жизни и творчества; он с неуемным энтузиазмом осваивает технику и приемы масляной живописи, постигает тонкости цветовых сочетаний знаменитого венецианского колорита. Время, проведенное в Венеции, имело для него большое значение, поскольку именно здесь, вне строгих иконописных канонов, формируется столь необычная и неповторимая манера живописи Эль Греко.

Первые венецианские работы художника еще являются ученическими. Среди них «Исцеление слепого»,

 

«Благовещение»

 

Эль Греко соприкоснулся с итальянским искусством в ту пору, когда его наивысший расцвет, период Высокого Возрождения, был на исходе. В произведениях современных ему художников уже ощутимо нарастание кризиса. Гармония и высшие идеалы, провозглашенные Ренессансом, рушатся, на смену им приходит новый художественный стиль – маньеризм, где во главу угла поставлены не равновесие красок и гармония пропорций, а выразительность за счет нарушения законов гармонии и равновесия.  Настоящее призвание греческого мастера состояло в том, чтобы стать одной из главнейших фигур зарождающегося искусства маньеризма. Поэтому Эль Греко не может удовлетвориться достигнутым, его неуемно влечет в Рим. Осенью 1570 года он покидает Венецию и устремляется в Вечный город.

 

Открытие Рима

В Риме Эль Греко рассчитывал на покровительство кардинала Алессандро Фарнезе, к которому у него было рекомендательное письмо от знаменитого миниатюриста Джулио Кловио, где Кловио рекомендует его как талантливого живописца. Ходатайство оказалось успешным, и «молодой критянин» получает комнаты во дворце Фарнезе.

Для молодого художника, только начинающего свой творческий путь в Вечном городе, оказаться в окружении кардинала было необычайной удачей. Кардинал, отличавшийся утонченным вкусом, собрал вокруг себя общество эрудитов и интеллектуалов.

Приобщившись к среде просвещенной римской элиты, Эль Греко постигает новые знания, быстро развивается интеллектуально и творчески. Уже в 1572 году он принят в римскую Академию св. Луки, что в жизни каждого художника было определяющим этапом, отмечавшим его творческую зрелость и независимость. Членство в Академии позволяло Эль Греко иметь собственную мастерскую и получать заказы.

Одна из работ римского периода – «Мальчик, раздувающий лучину»

 

У Эль Греко теплый золотисто-оранжевый свет, исходящий от лучины, преображает лицо и фигуру мальчика, превращая изображение в эфемерный образ, словно осиянный духовным светом.

Эль Греко пробыл в Риме чуть больше пяти лет. Несмотря на известность и членство в Академии св. Луки, он так и не получил здесь ни одного крупного заказа. Нереализованные честолюбивые замыслы побуждают художника снова отправиться в путешествие. В 1577 году в возрасте тридцати шести лет он уезжает в Испанию.

Испанский период

Эль Греко пребывает в Мадрид, пробыв там совсем недолго, так и не найдя себе работы, художник отправляется в старую испанскую столицу Толедо.  Эль Греко не случайно отправился в Толедо. Еще в Риме он познакомился с испанским священником Луисом де Кастильо, незаконным сыном настоятеля Толедского собора, дона Диего де Кастильо. Скорее всего, Луис составил для Эль Греко протекцию к своему отцу, поскольку по прибытии в Толедо художник получил грандиозный заказ – большой алтарный образ для ризницы Толедского собора, а также восемь картин для украшения монастырской церкви Сан-Доминго дель Атигуо.

Центральной картиной главного алтаря церкви Сан-Доминго дель Атигуо стало огромное «Вознесение Марии».

 

Здесь Эль Греко впервые столкнулся с проблемой написания монументального полотна.

Тема Божественного света находит развитие в «Троице" («Престоле Милосердия») – верхней картине алтаря.

 

Для ризницы старинного готического  Толедского собора художник исполнил картину грандиозного масштаба на редкую тему «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»),

 

над которой работал в течение двух лет. Она стала первой из значительных произведений в творчестве Эль Греко.

Первые успехи не охладили честолюбивые мечты Эль Греко о карьере придворного живописца. Когда в 1579 году Филипп II посетил Толедо, художнику удалось получить заказ от короля на картину официозной тематики «Поклонение имени Иисуса».

 

Сам сюжет восходит к евангельскому тексту послания апостола Павла к Филиппийцам: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы предименем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних…» (Фил., 2:9-10). Согласно тексту, Эль Греко изображает в небе светящуюся триграмму имени Спасителя HIS, которой поклоняются ангелы в мире горнем (небесном) и весь род людской во главе с самим Филиппом II в мире дольном (земном). Слева видна адова пасть, откуда вопиют о милосердии грешники.

Исполняя заказ, Эль Греко явно старался понравиться королю. Он приложил все усилия, чтобы придать произведению величие монументальной работы. Некое бесконечное пространство, где в глубине теряется неисчислимый в своем множестве человеческий поток, почти сливается у горизонта с нависшими непроницаемой массой тяжелыми облаками. Филипп II, скрестивший руки в экзальтированной молитве, будто оказывается во главе человечества.

Испанскому королю картина понравилась. Несомненно, ему сильно импонировала грандиозная миссия, которой он наделялся, исходя из аллегорического смысла.

Следующей картиной художника становится «Мученичество святого Маврикия»

 

Грандиозное творение, в которое Эль Греко постарался вложить весь свой талант. В итоге в очень вдохновенной и красивой по колориту картине впервые во всей полноте раскрывается оригинальная манера художника, что, однако, привело к краху его придворной карьеры, поскольку вкусу придворной культуры этого времени были созвучны произведения в духе эстетически прекрасного академизма.

Эль Греко не только раскрывается как талант большой величины, он с поразительной смелостью заявляет о необычности своего искусства. Осознание собственной уникальности придало ему силы и вдохновения для полной реализации своего таланта.

Особая роль в живописи Эль Греко отводится цвету.

 « Как ни экспрессивны в искусстве Эль Греко композиция, рисунок, пространство, ритм, самое важное в его образной системе – это колорит» (Т. Таперова).

Один из самых излюбленных цветов мастера – серебристо-серый, иногда почти перламутровый в изысканности и богатстве оттенков. Яркий пример работы Эль Греко с серым – «Распятие с двумя донаторами».

 

Именно серый. Переливающийся самыми различными оттенками в тревожном фоне сумрачного неба. Задает общий эмоциональный настрой алтарной картины.

В своем художественном развитии Эль Греко бесконечно далеко отошел от традиционной иконописи, с которой начинал свой творческий путь. Но все же, в его произведениях ощутимы явные реминисценции с поствизантийским искусством. Не исключено, что духовное начало творчества Эль Греко восходит своим истоком именно к византийской традиции., где в иконописи и монументальной живописи можно найти немало примеров высокой медитативной сосредоточенности и духовного «горения», где изображаемый материальный мир подчиняется условностям обратной перспективы (когда изображение будто выступает навстречу зрителю), а плоть преображена нетварным Божественным сиянием Фаворского света (света, которым просияло лицо Христа в момент его преображения на горе Фавор).

В картине «Христос Спаситель»

 

Эль Греко цитирует традиционную византийскую иконографию Христа Пантократора (Вседержителя).  Полуфигура Спасителя расположена строго фронтально, его взгляд устремлен прямо на зрителя, левой рукой он опирается на державу (символический образ земной сферы и атрибут земного властителя), правой благословляет. Крестообразное сияние, которое будто поглощает глубокий серый цвет непроницаемого фона, едва намечает очертания нимба вокруг головы Спасителя. Эль Греко не стремился идеализировать образ Христа, он сознательно искажает пропорции, удлиняя и без того узкий лик, акцентирует почти черными тенями глазницы, нарушает симметрию черт лица в поиске той единственной формулы духовной красоты, которая сияет сквозь видимую земную оболочку плоти. Образ Христа у Эль Греко поражает своей волнующей проникновенностью. Превыше всего духовное начало и духовная красота, отличные от ренессансных норм пропорциональной гармонии.

 

Испанский маньеризм

На 1580 – 1590-е годы приходится наивысшая творческая активность Эль Греко. Стиль его живописи заметно меняется – краски обретают особое, только ему присущее надматериальное сияние, в палитре преобладают холодные сверкающие тона, фигуры вытягиваются и устремляются ввысь. Произведения Эль Греко все более становятся похожими на некие визионерские картины, где материальное преображается в пламени духовного горения.

Часто искусство художника относят к маньеризму. Этот художественный стиль, пришедший на смену Высокому Возрождению, нарушает законы гармонии и пропорций ради обостренной выразительности и особой духовной напряженности. Образный строй произведения обогащается за счет метафорической насыщенности, иногда даже гротеска, но утрачивает равновесие и покой. Почти все художественные приемы маньеризма – удлиненные пропорции, необычная цветовая гамма, нарушение законов перспективы, нестандартное освещение – можно найти в работах Эль Греко. Но вместе с тем стиль и концепция его живописи в своей целостности и  глубине не умещается в рамках только маньеризма.

«Коронование Марии».

 

Изнуренный тяжелой болезнью, Эль Греко скончался 7 апреля 1614 года. Его похоронили в Церкви Сан- доминго дель Антигуо.

В последние годы жизни Эль Греко сдружился с поэтом Луисом де Гонгорой, который написал сонет. Прославляющий мастерство великого живописца.

 

Надпись на могилу Доменико Греко

 

Сей дивный – из порфира – гробовой

Затвор сокрыл в суровом царстве теней

Кисть нежную, от чьих прикосновений

Холст наливался силою живой.

Сколь нее прославлен трубною Молвой,

 А все ж достоин вящей славы гений,

Чье имя блещет с мраморных ступеней.

Почти его и путь продолжи свой.

Почиет Грек. Он завещал Природе

Искусство, а Искусству труд, Ириде

Палитру, тень Морфею, Фебу свет.

Сколь склеп не мал, - рыданий многоводье

Он пьет, даруя вечной панихиде

Куренье древа савского в ответ.  

Это интересно
+40

14.04.2012
Пожаловаться Просмотров: 9101  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 13

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
14.04.2012

Спасибо за пост.Рекомендую к просмотру,зaмечательный фильм  (Греция – Испания - Венгрия, 2007).
Оригинальное название: El Greco.
Режиссер Яннис Смарагдис.
По художественной биографии Димитриса Сиатопулоса "Греко - художник Бога".

Добрый день!

Огромное спасибо за рекомендацию! Я во многих вопросах дилетант.

С уважением,

Надя.

14.04.2012

Большое спасибо! Здесь, конечно, далеко не все его интересные работы. Эль Греко меня всегда потрясает.

Добрый день!

Спасибо за отклик!

Приходилось "укладываться" в рамки небольшой статьи, картины выбирала по созвучию души.

Очень сложно передать всё великолепие (простите за пафос) такого "гиганта" как Эль Греко. Да и не хотелось слишком перегружать читателей.

С глубоким уважением,

Надя.

спасибо

14.04.2012

СПАСИБО ЗА ИСТОРИЮ ИСКУССТВ!!!!!!!!!!!!!!!!!

Очень благодарна за такие уроки!!!!!!!

В советские времена большинство людей узнавали о великих художниках, когда смотрели детективы милицейские о краже какого-нибудь шедевра из музея или частной коллекции. Если помните.

Был такой фильм и про Эль Греко. Названия его не помню.

Хотя бы так узнавать. Чем никак.

Добрый день, Вам пост не понравился?

С уважением,

Надя.

понравился! 

это мое отступление от темы на тему просветительской работы среди народа.  В 70-80- е годы именно так как я написала большая часть людей просвещалась.

Спасибо Вам за отклик!

Я от Вас тоже многое узнала (отступление от темы).

Хорошо, что сейчас появились возможности, информация.

С теплом,

Надя.

18.04.2012

Спасибо, очень понравилась статья)

18.04.2012

Спасибо, очень понравилась статья)

25.07.2012

Спасибо, очень познавательная и интересная статья.