Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Федор Рюккерт - живописец по эмали

 

 

 

 

Не золотом, не серебром прославлен человек.
Своим талантом, мастерством прославлен человек.

Абдуррахман Джами

 

Федор Иванович Рюккерт

Федора Ивановича Рюккерта, сотрудничавшего с царским ювелиром Карлом Фаберже, по праву называли «живописцем по эмали».

Он прославился серебряными работами в «оригинальном русском стиле» рубежа позапрошлого и прошлого столетия, украшенными полихромными эмалями по скани и миниатюрными живописными композициями на тему русской истории и старинного быта.

Наследие мастера в государственных музеях России невелико и насчитывает неболее двух десятков предметов. В России не было издано ни одной работы о знаменитом эмальере, но по воспоминаниям потомков Федора Ивановича, живущих в Москве и бережно хранящих семейную память, удалось в общих чертах восстановить историю его мастерской.

Федор Рюкерт, тонко чувствовавший красоту и поэзию русского искусства, был немцем по происхождению и прусским поданным. Согласно семейным преданиям Фридрих Мориц Рюккерт, родился в Эльзас-Лотарингии в 1840 году.

Приехал в Россию в возрасти 11-13 лет. Впоследствии так и не получил Российского подданства, как и его дети от первого брака. Свое юнешество он провел под покровительством князя Галицина, который его и привез в Россию, как гравера, вместе с Эмиль.

В 1850 году Федор Рюккерт женится на Эмиль с благославления князя. Его первая жена, немка, была одной из лучших белошвеек и жили они безбедно. Первый их ребенок - Адель (1860 - 1938), появляется на свет в 1860 г, потом через 13 лет Ида (1873-1958), Павел (1880 - 1922), Александр (1882 -?) и Петр (1888-?)

Федор Рюккерт всех своих детей приучал к работе в мастерской, они растирали и отмучивали эмали, помогали мастерам, постигали основы ремесла. Особое внимание он уделял своему сыну Павлу, которого все в семье считали приемником отца.

 

Сын Павел

Именно он, впоследствии, внес коренные изменения в стилистику фирмы, изменение цветовой гаммы, усложнил орнаменты и в общем отразил в стилистике более космогоническое начало.

В 1886 году Рюккерт открывает мастерскую, точная дата указана на подаренном окладе на юбилей фирмы.

 

И уже в 1887 г. заключается договор с Фаберже, сначала устный, а потом и письменный. С этого момента Федор Иванович берет в аренду дом на Воронцовской у Соколова.

В доме были предусмотрены помещения под мастерские, кабинеты и жилые комнаты. С парадным входом с улицы и выходом во двор, где так же располагалась часть мастерских.

В основном все мастерские находились на первом этаже. Изначально, основную часть продукции Рюккерт производил для Фаберже. Она составляла в районе 80%. Позднее, он стал поставщиком для фирм Маршака и Курликова. Своих магазинов у мастерской не было.

Центром дома была комната на втором этаже с изразцовым камином и самым большим окном, именно там Рюккерт проводил долгие часы с Фаберже, обсуждая проекты, также на втором этаже располагались кабинеты для проектирования, рисования и переговоров.

Несмотря на то, что на фирме в лучшие времена, работало только сорок человек персонала, продажи изделий Ркжкерта были достаточно велики, т.к. он поставлял свои изделия и другим большим фирмам и магазинам, также как и фирме Фаберже.

Как независимый, серебрянных дел мастер в Москве, он создавал изделия в старо - русском стиле. Несмотря на то, что Фаберже имел мастерские в Москве, ни одна из работ по эмали не была выполнена там. Федор Рюккерт никогда не работал исключительно для Фаберже, но, тем не менее, был у него главным поставщиком эмалей в русском стиле.

Вся семья Рюккертов жила в доме на Воронцовской, кроме двух дочерей, Иды и Адель. Левая часть дома отдана была мастерам, где они жили со своими семьями.
В последней четверти ХIХв. умирает первая жена Федора Ивановича.

 

Дом Рюккертов в Москве. Воронцовская улица 23.

После смерти первой жены Федор Иванович женился на Евгении Калистратовне Беловой, родом со Смоленщины - дочери мастера-стеклодува, который работал на заводе в Большой Вишере.

 

Евгения Калистратовна Белова (вторая жена) 

 

 

На фотографии (слева направо):
первый ряд: Фёдор Иванович, Евгения Калистратовна, Аня
второй ряд: Александр, Адель, жена Александра,
Павел, Ида, муж Иды - Виктор Ремизов (сын известного русского банкира)

В этом браке родились сыновья Федор, Анатолий, Александр, Евгений, дочери Мария и Софья - православные, как и их мать.  
Дочери Федора Ивановича получили хорошее образование.

 

Дочери Мария и Софья 

Ида преподавала немецкий язык, играла в любительском театре и была хорошей пианисткой. Софья закончила высшее торговое училище, и при этом прекрасно владела техникой эмали.  

Старшая - Адель Федоровна долгие годы работала акушеркой в знаменитом московском родильном доме Грауэрмана, а затем служила гувернанткой у известного врача Шершневского-Любошица.

 

Адель (старшая дочь) 

Около 1904 года умирает его второя жена. И Федор Иванович женится снова. Третья его жена умирает около 1950 годов.

Мария Васильевна Белова (третья жена, племянница второй жены)

 

Мария Васильевна с Анатолием и Соней 

Сыновья работали в мастерской отца, где помимо них, со слов родственников, трудились мальчики-подмастерья, жившие неподалеку. Павел и Федор учились в Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище.

С 1900 х годов, Федор Иванович, будучи в преклонном возрасте, передает свои дела сыну Павлу.

Сын Евгений был менее всех связан с работой в мастерской отца. Он был пианистом, вместе с сестрой Идой играл в любительском театре при золото-канительной фабрике, который организовал знаменитый К. Станиславский.

 Евгений

Он был другом Евгения и часто бывал в доме Рюкертов на Воронцовской улице. Евгений также дружил с поэтом Владимиром Маяковским, жившим неподалеку. Во время Первой Мировой войны только Евгений остался в Москве и сохранил дом.

Остальные родственники летом 1915 года были высланы в Уфу и другие губернские города и вернулись обратно в 1916 году. Федор Иванович скончался в 1917 году, его могила находится на Введенском кладбище в Москве.

Мастерская Рюкерта прославилась своей удивительной эмалевой живописью, запечатлевшей красоту и обаяние русской старины. Древняя столица Москва с ее златоглавыми храмами и боярскими палатами вдохновляла мастеров на создание предметов в стиле "национального романтизма".

Художники и мастера фирмы стремились не копировать образцы древнерусского искусства, а вдохновляться им, передавать впечатление от “старинного... сказочного прошлого”.

Они создавали ковши, братины, ларцы и декоративные вазы, для которых характерны “свежесть замысла и отсутствие шаблона в композициях”. Поскольку эти предметы не выполняли никаких утилитарных функций, основное внимание уделялось их декоративной стороне.

Мастера вовсю давали волю своей безграничной фантазии. Они многократно увеличивали или же, напротив, уменьшали размеры изделий по сравнению с подлинными, преобразовывали, видоизменяли формы старинных сосудов, сочиняли фантастические орнаменты, представлявшие собой причудливый сплав мотивов, заимствованных из кустарных промыслов, древнерусского “узорочья” и природных наблюдений.

Подобные предметы служили, как правило, дипломатическими подношениями, призами и подарками по случаю различного рода юбилеев, памятных событий и соревнований.

Помимо декоративных подарочных изделий мастерская выпускала и вполне утилитарные предметы – чернильные приборы, ложки, чарки, портсигары.

Самыми интересными и редкими по праву считаются предметы мастерской, украшенные живописными эмалевыми миниатюрами на темы из русской истории, боярского быта, фольклора.

В связи с юбилеем династии Романовых, отмечавшимся в 1913 году, русское общество захватила “бояромания”, нашедшая отражение отражена в изделиях с живописным эмалевым панно в технике “enplein”.

Их матовая поверхность воссоздает впечатление живописных полотен или изысканных акварелей.

Эмалевые миниатюры представляют собой копии картин известных живописцев того времени – К. Маковского, В. Васнецова, И. Куликова, К. Лебедева, С. Соломко, Ф. Сычкова.

Наиболее любимыми сюжетами была «Боярский свадебный пир» и «Бандурист в боярском доме» К. Маковского, «Три Богатыря» и «Витязь на распутье» В. Васнецова.

В.М. Васнецов. Три Богатыря

 

К.Маковский. Боярский свадебный пир

Также многочисленны сцены, навеянные акварелями Сергея Соломко: «Твой партнер», «Писец», «ХVIIвек». Некоторые предметы украшены архитектурными пейзажами: на корпусе спичечницы помещено изображение здания

Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, а на изящной коробочке для марок - живописные эмалевые изображения двух почтовых марок, одна из которых с надписью «пять коп.» выполнена пурпурной эмалью, а другая ( с надписью «две коп.») – зеленой.

Произведения мастерской Рюкерта, созданные в конце ХIХ – начале ХХ века, - яркие по цвету и включают такие типичные для московских эмальеров приемы, как мелкие завитки скани на светло-голубом фоне («гипюр») и живописные полихромные оживки.

Сюжетные эмалевые миниатюры имеет блестящую поверхность, что было характерно для традиционных финифтяных русских работ. Постепенно в яркую гамму Рюкерт включает темные, холодноватые и сдержанные тона.

Помимо этого, с однородными эмалевыми покрытиями уже сочетаются эмали с цветным крапом – сложные и всегда изысканные, неожиданные по цвету.
Поздние эмалевые изделия с клеймом Рюкета большей частью отличаются модной в начале ХХ столетия своеобразной мягкой, слегка "мутноватой" красочной гаммой с преобладанием коричнево-охристых тонов.

Единство формы и орнамента, свойственное подлинным древнерусским памятникам, было для мастера важнее, чем точное воспроизведение отдельных деталей. Фантазийным, слегка гротесковым формам его ларчиков, ковшей и братин соответствовали геометризованные абстрактные узоры или изобразительные, но сильно стилизованные мотивы в духе иллюстраций И. Билибина или орнаментальных схем абрамцевских и талашкинских мастерских.

Особая гамма, скань, как будто перечеркнутая поперечной, нарочито небрежной штриховкой из золоченой амальгамы, или закрученная в тугие золоченые клубочки – все это создавало особый Рюкертовский стиль, его легко узнаваемый художнический почерк.

На произведениях Ф. Рюкерта, созданных им для фирмы Фаберже, его именник сочетается с клеймом знаменитой фирмы, которым иногда забито сверху клеймо мастера.

Довольно часто именник Рюкерта “ФР” соседствует с инвентарным номером московского отделения фирмы К. Фаберже.

Помимо знаменитого царского предприятия Федор Рюкерт сотрудничал с московской фирмой О. Курлюкова, торговым предприятием М. Ломбардо, а также с прославленной фирмой П. Овчинникова и киевским предприятием И. Маршака.

Творчество мастеров фирмы Ф. Рюккерта на рубеже XIX-XX веков существенно обогатило пластику, язык, самовыражение русского ювелирного искусства. Показав совершенно уникальный стиль, присущий в большей степени Рюккерту, которого можно назвать новатором, как в технологии, так и в образно-пластической подаче своих произведений.

 Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации. Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали,

процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр.

Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.

После этого эмаль шлифуется и окончательно отполировывается таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей.

Полученное разноцветное изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованы материалы с сайтов:

 

http://ruckert.narod.ru/index.htm

 http://www.crown6.org/publ/75-1-0-556

 

Это интересно
+21

03.05.2015
Пожаловаться Просмотров: 21124  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены