Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Пластика русского балета в фарфоре Пауля Шойриха

 

 

 

"Танцоры – атлеты Бога."

Альберт Эйнштейн

 

Пауль Шойрих (1883-1945 гг.)

 

«Арлекино и Коломбина»

 

 

 

Немецкий живописец, гравёр, скульптор, график – это только небольшая часть достижений Пауля Шойриха за его сложную творческую жизнь. Его вклад в историю мануфактуры Meissen считается бесценным. Его называют Кендлером 20-ого века, поскольку со времён Кендлера  Шойрих стал лучшим скульптором пластического фарфора.

В своем творчестве Шойрих не раз обращался к теме оперы, балета и танцев. Как истинный художник, он стремился ко всему новому и неожиданному. В 1910г Дягилев привез в Берлин балет Михаила Фокина «Карнавал» поставленный на музыку Р.Шумана.

Михаил Фокин называл «Карнавал» своим любимым детищем. Спектакль, первоначально показанный на сцене Петербургского Императорского Театра, был поставлен по случаю благотворительного вечера всего за три (!) репетиции. После ошеломительного успеха Сергей Дягилев вывез постановку за рубеж. В это время вся Европа переживала увлечение «Русскими сезонами» и русским искусством.

Вот что пишет  Лидия Ляхова, куратор выставки немецкого фарфора в Эрмитаже: « Доведённая до гротеска экспрессивность танца и вызывающая красота костюмов – всё это было ярко, ново, неожиданно, и стало сильнейшим творческим импульсом для молодого художника.

В 1913 году появилась серия из пяти фигур. “Арлекин и Коломбина”, “Пьеро”, “Эвзебий”, “Киарина” и “Эстрелла” были одеты в костюмы Льва Бакста. Яркая надглазурная роспись подчёркивала нарочитую театральность костюмов и соответствовала аффектированности жестов.»

А к 1917г из-под рук Шойриха вышла еще одна фигурка к серии "Русский балет", и их становится шесть.

Шойрих последовал основной идейной мысли «Карнавала» и не уступил Фокину – его фигуры словно застывшие в яркой позе актёры. Художник не стремился к портретному сходству с актерами, но в его фигурах легко узнаются персонажи представления.

"Арлекино и Коломбина" 

Помолвка Арлекино и Коломбины является центром знаменитого балета.

Они постоянно ищут уединения, и насмехаются над комичным возлюбленным Панталоне и постоянно грустным и подавленным Пьеро.

 

 

 Коломбина - Лопухова Л.В., Арлекин - Нижинский В.Ф.

 

Тамара Карсавина была первой балериной, которая станцевала роль Коломбины.
В дальнейшем её роль исполняли Лидия Лопухова и Вера Фокина.
Роль Арлекина исполняли Михаил Фокин и Вацлав Нижинский

 

 

"Арлекино"

Арлекино - Михаил Фокин

 

Шойрих сумел выразить главную идею гармоничного балета Фокина — сфокусироваться на движениях и пластике.

 

«Киарина» 

В образе Киарины Шуман изобразил свою жену Клару Вик. Робкая, скромная, сентиментальная, обворожительная, любящая романтичного мечтательного Эвсебия, который пылко ухаживает за ней. Она увлечена, но в разговорах с подругами подшучивает над ним, скрывая свою страсть. Шойрих изобразил Киарину в момент исполнения танца перед своим возлюбленным с цветами вместо кастаньет.

 

 

 

 

 

«Пьеро»

Пьеро - это образ несчастного отвергнутого влюблённого, неудачливого спутника и соперника Арлекина. Это был душевно тонкий и чрезвычайно ранимый персонаж. Исполнитель Пьеро всегда выступал без маски. Считается, что слуга Пьеро был в прошлом мельником в белых одеждах и с лицом вечно обсыпанном мукой и нарисованными слезами. Соответственно в маске он не нуждался.

 

«Эвсебий»

Эвсевий не является центральным героем постановки балетмейстера. У Роберта Шумана этот герой олицетворял одну из сторон мировосприятия самого композитора.

Эвсевий — задумчивый, мечтательный, романтический, чувствительный, созерцательный, и полная противоположность своему другу Флорестану - страстному, пылкому и увлекающемуся.

Левой рукой он демонстрирует искренность, открытость и незащищённость чувства преданности, прошения о снисхождении. На лацкан пиджака Шойрих прикрепил нежную розу, как знак утончённости натуры.

 

«Эстрелла»

Эстрелла, как и Эвсебий, не является центральной фигурой «Карнавала», однако её фигура не может быть не отмеченной. Про Роберта Шумана и его сочинение всегда говорили, что оно является автобиографичным, и в образе непосредственно Эстрэллы он изобразил свою первую любовь – Эрнестину фон Фрикен.

В балете танцовщица, исполняющая роль Эстрэллы, не исполнила ни одной сложной балетной фигуры, ни одного пируэта, но танец был отмечен необычайной воздушностью и лёгкостью.

Её танец был поставлен в стиле воздушного танца Марии Тальони. Стать как можно выше, как можно легче, как можно грациознее и тоньше, словно парить над земной поверхностью, благодаря правильной и очень сложной постановке ноги на носочек в пуантах – вот главное отличие такого танца.

Именно это хотел изобразить скульптор Шойрих в своей фигурке Эстрэллы. Левая рука наполовину приподнята, как будто бы защищая героиню от невидимого препятствия или нападения.

Кокетливый отказ и одновременно согласие, смущение и сомнение, неуверенность и жеманность, нерешительность и одновременно приглашение. Она притворяется испуганной пламенными ухаживаниями своего стремительного, энергичного, напористого поклонника Флорестана.

 

 

 

Эти удивительный фигурки выставлялись на многочисленных выставках и вызывали массу восхищения. На то время они были самыми продаваемыми изделиями Мейсенской мануфактуры. Пауль Шойрих сумел уловить и увековечить своим мастерством важный переворотный момент в истории русского и мирового искусства.

 

И еще, дорогие читатели, предлагаю вашему вниманию отрывок из балета "Карнавал"

 

 

При работе над постом использовались материалы сайтов:

http://www.schoen-eventagentur.com/iz-muzeya-keramiki-troe-iz-mejsenovskogo-russkogo-baleta/

http://art-salon.eu/items/view/diaghilevs-russian-ballet-paul-scheurich

http://kykolnik.livejournal.com/937713.html

 

 

Это интересно
+27

08.06.2015
Пожаловаться Просмотров: 5577  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены