Говоришь «Борис Кустодиев» - видишь русскую масленицу, ярмарки, полнотелых красавиц-купчих, русский самовар и все это об одном - о любви: любви к семье, к своему, родному, русскому, к России.
Живопись Бориса Кустодиева - заключительный аккорд художников-передвижников, но только без их обличительного пафоса и без акцента на темной стороне русской жизни. Это гимн уходящей русской старине, той России, которой никогда не было, но в воображении художника она была именно такой: разгульной, яркой, цветастой, щедрой и уютной.
На такую Россию Борис Кустодиев смотрит по-доброму, чуть с юмором и иронией, понимая, что это – всего лишь русская мечта о сытой счастливой жизни, мечта о молочных реках и кисельных берегах, материализовавшаяся в златокудрых, дородных и полногрудых русских красавицах, которые спят на перинах, нежатся в атласных подушках и укрываются пуховыми одеялами.
Купчиха, пьющая чай, 1923 год
В этой счастливой сказочной жизни царствуют безмятежность, покой и достаток: здесь пьют чай из богатых пузатых самоваров и позолоченных фарфоровых блюдец, одеваются в дорогие шубы и яркие нарядные платья, живут в мире и душевном согласии с собой, наслаждаясь маленьким семейным счастьем и уютом.
Конечно, эта лубочная жизнь существовала только в воображении и фантазии художника: когда он писал свою «Купчиху» на дворе стоял 1923 год, разруха, голод, а самого художника мучила смертельная болезнь, навсегда приковавшая его к инвалидному креслу.
Но именно тогда ему больше всего хотелось говорить о радости жизни, о чуде, о красоте народной жизни, какие бы времена на дворе ни стояли, именно тогда были написаны лучшие его картины:
«Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, - любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему "русскому" - это было всегда единственным "сюжетом" моих картин», - писал художник. Читать далее
Это интересно
+4
|
|||
Последние откомментированные темы: