Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
2869 участников
Администратор London
Модератор Розалинда
Модератор Elizabeth***@***

Последние откомментированные темы:

20240513082623

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
модератор пишет:

ДОМ АЙСЕДОРЫ ДУНКАН, УЛ.ПРЕЧИСТЕНКА,20...-

 

 

ДОМ АЙСЕДОРЫ ДУНКАН,УЛ.ПРЕЧИСТЕНКА,20

 

 

 

Понедельник, 31 Июля 2017 г.

Майя Пешкова

 

 Дом № 20 по Пречистенке с затейливыми лепными украшениями – это настоящий московский старожил, сохранивший удивительные истории своих прежних владельцев. Имя первоначального зодчего до сих пор является спорным вопросом, однако, вероятнее всего, им был гений классицизма М.Ф. Казаков – главный московский архитектор конца XVIII – начала XIX века, создавший регулярный план застройки столицы. Особняк был предназначен для врача Христиана Лодера.

Юстус Христиан Лодер (на русской службе Христиан Иванович Лодер(1753—1832) — анатом, доктор медицины, профессор немецкого происхождения, работавший в Германии и России. Лейб-медик императора Александра I. Преподавал анатомию Гёте. Автор анатомического атласа Tabulae anatomicae, который считается шедевром своего времени.

 Он имел особый способ лечения. Он выгуливал своих пациентов на открытом пространстве, давали им слушать музыку и поил их минеральной водой. За это его и его пациентов окружающие люди называли «лодыри» В 1812 году дом сильно пострадал от пожара. На его месте сооружено двухэтажное здание. В начале XIX века хозяйкой дома стала графиня Елизавета Орлова. Эта просвещенная женщина, увлекавшаяся нумизматикой, обладавшая роскошной многотомной библиотекой, не чуждалась, однако, древних развлечений.

Архитектор Казаков Матвей Федорович

Среди бесчисленного множества дворовых людей графини Елизаветы Орловой была дама, которую все звали Матрешкой. Она веселила своими непостижимыми уму эксцентричными выходками не только свою титулованную хозяйку, но и всю Москву. Одетая в самые немыслимые наряды, она частенько выходила к ажурной решетке придомового садика и бессвязными репликами привлекала внимание прохожих, которые спешили по своим делам по Пречистенке. Согласно городской легенде, однажды Матрешка вступила в шутливый разговор с самим императором Александром I, проезжавшим в этих местах, и так развеселила его, что он подарил ей очень крупную сумму денег – «на румяна».

В тёплое время года, нарумяненная и разодетая в перья и старые платья графини, она сидела у решетки сада, разговаривала с прохожими и посылала им воздушные поцелуи. 

Алексей Петрович Ермолов— выдающийся русский военачальник и государственный деятель, участник многих крупных войн, которые Российская империя вела с 1790-х по 1820-е. Генерал от инфантерии (1818) и генерал от артиллерии (1837). Главнокомандующий на первом этапе Кавказской войны (до 1827 года). Автор мемуаров.

  1851 году хозяином стал генерал А. П. Ермолов, герой Отечественной войны 1812 года. Он собрал в доме богатейшую библиотеку. Генерал отличался крутым характером: даже в пожилом возрасте он одним резким взглядом приводил в трепет оппонентов. Ермолов, проживавший в доме на пенсии, принимал гостей, демонстрируя им прекрасную библиотеку и составляя предсказания судьбы.Здесь Ермолов жил на протяжении 10 лет до самой смерти, 1861 года.  После него хозяин — В. Д. Коншин, дворянин.

Позднее здесь жил В.Д. Коншин - потомственный дворянин, коммерции-советник, учредитель и председатель правления Товарищества Костромской Большой льняной мануфактуры, преемник торгового дома "П.и С. братья Третьяковы и В.Коншин", член Попечительского совета Комиссаровского технического училища.

За пристрастие к примулам его называли московский "лорд Биконсфильд" (британский премьер-министр того времени). В отличие от Ермолова новый хозяин прославился полным отсутствием книг в своем доме, у него была всего одна книга - официальное описание коронации Александра II. Для реконструкции дома Коншин пригласил в 1873 году московскую знаменитость - архитектора А.С. Каминского. 

При нём библиотека утратилась, имел всего одну книгу: описание коронации Александра II. При нём интерьер здания изменился: дом приобрёл современные черты рококо и барокко, фасад был украшен обильным декором с изображениями орлов, грифонов, львиных голов, дубовых и лавровых ветвей. . После него владелицей здания стала семья промышленников Ушковых. 

А. К. Ушков, владелец чайной фирмы «Губкин и Кузнецов», имевший плантации даже на Цейлоне.Ушаков провел новую реконструкцию пречистенского дома, вероятно, по проекту архитектора К.Л. Мюфке. Существует предположение, что скромный и сдержанный Ушков был бонапартистом, и символика лепнины, украсившей стены его дома, отразила политические взгляды нового владельца. После первого неудачного брака Ушков поселился на Пречистенке со второй, горячо любимой супругой – балериной Большого театра Александрой Балашовой, получившей впоследствии мировую известность. Многие в Москве считали, что это была довольно странная пара: сдержанный, тихий купец и блистательная, всегда окруженная поклонниками знаменитая балерина.

Однако их семейный союз оказался на редкость счастливым. Ушков распорядился создать специальный зеркальный зал для занятий супруги. Кроме того, в доме были оформлены залы в помпейском, севрском, римском и мавританском стилях. В 1920-е годы, после революции, Ушков с женой эмигрировал в Европу, где Балашова выступала на лучших сценах, а также занималась преподавательской деятельностью

 Айседора Дункан Особняк был полностью переделан и стал одним из самых роскошных в городе, однако потерял классические черты. Айседора Дункан и Сергей Есенин В этом доме  Айседора Дункан, знаменитая американская танцовщица, считающаяся основоположницей свободного танца, поселилась в 1921 году.Айседора Дункан и Сергей Есенин Будучи профессиональной балериной, она создала кардинально новое направление: отказавшись от классических костюмов, Айседора выступала босой, одетая в греческий хитон, чем изрядно шокировала публику. В России Дункан дала несколько концертов в 1904–1905 и 1913 годах.В 1921 году она получает официальное приглашение от наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского открыть собственную танцевальную школу в Москве на Пречистенке, 20.

 

Пречистенка, 20. Усадьба А.К.Ушкова. Фото - Евгений Алексеев

 Первый набор школы (около 60 девочек от 4 до 12 лет) состоялся в октябре 1921 года. Помимо танца воспитанницы получали общее образование, изучали иностранные языки (французский, английский), гимнастику, пение, живопись, лепку.  Дункан исходила из того, что именно ребенок с его детской непосредственностью, c прирожденной внутренней выразительностью, должен быть наиболее восприимчивым к естественным движениям ее танца, к системе ее художественного воспитания. Уже в ноябре 1922 года на сцене Большого театра состоялось совместное выступление Айседоры с ее ученицами.

 

Айседора Дункан

  

 

Айседора Дункан и Сергей Есенин

 Уже во Франции Балашовой стало известно, что ее особняк на Пречистенке с зеркальным репетиционным залом отдан под школу прибывшей в Россию знаменитой босоногой танцовщице Айседоре Дункан. По иронии судьбы так случилось, что дом на рю-де-ля-Помп, в котором поселились Ушков и Балашова по приезде в Париж, принадлежал ранее как раз Айседоре Дункан.  Так две великие танцовщицы невольно обменялись особняками. В шутку, танцовщица и балерина называли эту перемену кадрилью танцем, в котором характерным движением является перемена мест партнеров.  В Москве Айседора Дункан познакомилась с Сергеем Есениным.Айседоре было уже за сорок, Есенин был на восемнадцать лет младше нее. Они говорили на разных языках, но это не помешало стремительному развитию их романа и последующему браку. Они расстались в 1924 году, и Дункан покинула Россию. 

 

А.С.Голубкина. Рельеф 
«Дама». 1912. Известняк. 
Музей-мастерская 
А.С.Голубкиной

Уже находясь в Европе, она получает известие о самоубийстве Есенина. Трагически и нелепо заканчивается жизнь и самой Айседоры. 14 сентября 1927 года в Ницце, после только что созданного в студии нового танца, воодушевленная, в приподнятом настроении она садится в спортивный автомобиль "Бугатти 35", восклицая: "Прощайте, друзья! Я иду к славе!", и уже через минуту оказывается задушенной собственным шарфом, зацепившимся за ось автомашины.  Скульптор Зинаида Дмитриевна Клобукова, ученица Голубкиной, оставила воспоминания о том, как Анна Семёновна звала ее в студию Дункан, так как громадное значение придавала пластике человеческого тела. В гармонии движений Айседоры Дункан и ее учениц Голубкина видела красоту и правду. В своей скульптурной пластике художница тоже всегда экспериментировала.   Она могла, например, предложить натурщице-танцовщице станцевать «горе», а другой модели — представить, что она идет, сопротивляясь порыву ветра. В творчестве Анны Голубкиной есть ряд произведений, связанных с кругом Айседоры Дункан, русских танцовщиц Людмилы Алексеевой и Эллы Рабенек, — графические листы с изображением танцующих натурщиц, рельеф "Дама" (1912, в постоянной экспозиции Музея-мастерской А.С.Голубкиной), камеи "Балерина" и "Девушка со светильником" (местонахождение обеих неизвестно), пластический этюд "Волна" (1909, Музей-мастерская А.С.Голубкиной). Впоследствии дом на Пречистенке использовался и как жилой дом, и как административное здание, пока не перешел под покровительство Наркомата иностранных дел. В настоящий момент здесь располагается главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса МИД. В здании восстановлен мавританский зал, устроенный в начале XX века, однако осмотреть его могут лишь иностранные дипломаты и представители министерства.  Сергей Есенин, Айседора Дункан и ее приемная дочь Ирма. Фотография. 1922 год Здание теперь выдержано в стиле рококо и барокко. Стены украшены существами: грифонами, орлами, львами — также ветвями из дуба и лавра.   https://moscowsteps.com/dom-aisedory-dunkanhttps://ru.wikipedia.org/ http://tretyakovgallery.blogspot.ru/2017/06/blog-post_28.html

 

Это интересно
+5

модератор 12.08.2017
Пожаловаться Просмотров: 2393  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены