Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
1302 участника
Администратор Tehanu
Модератор Джоти

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор пишет:

Золотая Адель: как одна старушка смогла отомстить целой стране

 

Продолжение истории картины Густава Климта "Портрет Адели Блох-Бауэр" ("Золотая Адель").

И хоть с действующими лицами все более менее понятно, история картины на этом не закончилась и сегодня я хотела бы рассказать ее дальше.

В паре Адели и Фердинанда Блох-Бауэров не было детей, поэтому все свое состояние вместе с картинами Климта Фердинанд, убегая из Австрии в 1938 году, оставил семье брата, который по совместительству был мужем сестры Адель. В их семье было пятеро детей, но больше других Адель выделяла самую младшую свою племянницу Марию Блох-Бауэр. Ей она даже позволила надеть на первый бал то самое бриллиантовое колье, которое изображено на портрете.

 

Фрагмент портрета Адели Блох-Бауэр ("Золотая Адель"), Густав Климт, 1907 год, Источник: Яндекс картинки

Фрагмент портрета Адели Блох-Бауэр ("Золотая Адель"), Густав Климт, 1907 год, Источник: Яндекс картинки

 

На бал Марию сопровождал некий Алоис Кунст, с которым Марию тогда связывали нежные чувства. Но выйти замуж за него Мария не могла - он был слишком беден, а она наследовала часть капиталов и сахарной империи дяди и отца. Ее родители одобрили брак с оперным певцом и сыном крупного промышленника Фредериком Альтманом, конечно, тоже еврейского происхождения. И хоть союз этот был договорным, супруги очень любили друг друга и прожили вместе всю жизнь, несмотря на невзгоды. На их свадьбу в 1938 году Фердинанд Блох-Бауэр подарил племяннице то самое колье уже покойной жены.

 

Свадьба Марии и Фредерика, 1938 год. Источник: Яндекс картинки

Свадьба Марии и Фредерика, 1938 год. Источник: Яндекс картинки

 

А потом Германия вторглась в Австрию, и начались гонения на евреев. Альтманам не удалось сбежать в Швейцарию, как Фердинанду, Фредерика арестовали и отправили в Дахау. Когда гестаповцы пришли к Марии, она, не таясь, отдала всё ценное, что имела, надеясь вызволить мужа. Поговаривали, что бриллиантовое колье с картины потом несколько раз видели на жене Гиммлера. За "Золотой Аделью" пришли отдельно. Среди гестаповцев был и Алоис Кунст, он собирал для фашистов коллекцию живописи. Предательство бывшего возлюбленного сильно задело Марию, но у нее были тогда более серьезные заботы: спасти мужа и спастись самой.

Из Дахау Фредерика выпустили: помогли и семейные драгоценности, и отданный властям завод текстильной промышленности брата Фредерика - Бернарда Альтмана. Чуть ли не чудом супругам удалось бежать из Вены по поддельным документам. Мария Альтман вспоминала, как их спасительный рейс до Кёльна в последний момент остановили, и в самолёт вошли люди в форме. И везенье снова было на их стороне: забрали других. Из Кёльна супруги направились к голландской границе, которую пересекли, переплыв ручей под колючей проволокой. Мария до конца жизни ещё будет хранить разорванные этой проволокой колготки. Затем им удалось, наконец, улететь в США, где они и прожили остаток жизни, получив гражданство и родив четырех детей.

 

Мария и Фредерик Альтмана, Источник: bslaw.net

Мария и Фредерик Альтмана, Источник: bslaw.net

 

Что же происходило в это время с картиной? Адольф Гитлер, хоть и уважал Климта за то, что тот в свое время лестно отозвался о его картинах, все же не мог позволить себе повесить портрет откровенной еврейки в своей резиденции. На время войны картина была спрятана, за ее сохранностью следил уже известный нам Алоис Кунст. После войны картина была размещена в Венском Бельведере, согласно пожеланию первой хозяйки портрета - Адель Блох-Бауэр. Алоис Кунст же позже стал директором этого музея.

Ситуация кардинально изменилась в 1998 году, когда в Австрии вышел закон о реституции конфискованных нацистами произведений искусства. В том же году журналист Хубертус Чернин отыскал последнее завещание Фердинанда Блох-Бауэра, которое отменяло все предыдущие. В нем Фердинанд оставлял все свое имущество племянникам - детям Густава Блох-Бауэра, из которых в живых осталась только 82-летняя Мария Альтман.

Мария твердо вознамерилась вернуть свою собственность: пять картин Климта, из которых две - портреты Адель Блох-Бауэр.

 

Картины Климта, бывшие в собственности у Фердинанда Блох-Бауэра вместе с "Золотой Аделью" (по часовой стрелке): Березовая роща» (1903), «Портрет Адели Блох-Бауэр-2» (1912), «Дома в Унтерахе близ Аттерзее» (1916), «Яблоня I» (1912)

Картины Климта, бывшие в собственности у Фердинанда Блох-Бауэра вместе с "Золотой Аделью" (по часовой стрелке): Березовая роща» (1903), «Портрет Адели Блох-Бауэр-2» (1912), «Дома в Унтерахе близ Аттерзее» (1916), «Яблоня I» (1912)

 

Иски Марии отклоняли раз за разом, но женщина отличалась завидным характером и упорством. Со своим адвокатом Рендолом Шенбергом они дошли до Верховного суда США, который в судебном порядке установил необходимость арбитражного разбирательства между Марией Альтман и Австрией. Австрийская сторона, конечно, затягивала дело как могла, надеясь на скорую смерть истицы, но не так-то просто остановить женщину, поставившую себе цель! В конце концов, в 2006 году завещание Блох-Бауэра было признано действительным, соответственно и картины необходимо было вернуть владелице.

 

Мария Альтман с адвокатом Рендолом Шенбергом, Источник: Яндекс картинки

Мария Альтман с адвокатом Рендолом Шенбергом, Источник: Яндекс картинки

 

Народ Австрии восстал: отдать в Америку "Золотую Адель" - символ Австрии?! Да ни за что! Мария пошла на уступки: картины могут остаться в Австрии, если законной владелице выплатят их рыночную стоимость - 155 млн. долларов за пять полотен. Конечно, для министерства культуры Австрии такая огромная сумма была неподъемной. Тогда на защиту "Женщины в золотом" встал весь австрийский народ, были предприняты беспрецедентные меры по спасению национального достояния: государство брало заемы в банках, печатались "облигации Климта", принимались громадные пожертвования со всего мира. Сумма практически была собрана, но Мария посчитала, что ей этого недостаточно. Страх за мужа, сидевшего в Дахау, убитые родственники и друзья, предательство первого возлюбленного, бегство в порванных колготках - все это стоит дороже 155 млн долларов, решила она. Мария заявила, что шумиха вокруг картин подняла их рыночную стоимость в два раза, и повысила сумму выкупа до 300 млн. долларов. Таких денег в Австрии просто не было.

 

Постер "Чао, Адель", посвященный отправке картины в США, 2006 год, Источник: Яндекс картинки

Постер "Чао, Адель", посвященный отправке картины в США, 2006 год, Источник: Яндекс картинки

 

Австрийский народ горевал: тысячи людей вышли на улицы, чтобы проводить "Адель" которую в бронированном автомобиле увозили в аэропорт.

Через какое-то время Мария Альтман продала «Портрет Адели Блох- Бауэр» Рональду Лаудэру, владельцу парфюмерного концерна «Эсти Лаудэр» за 135 млн долларов. Для "Золотой Адели" был построен целый дворец - «Музей австрийского и немецкого искусства», где картина и находится по сей день. Остальные картины также разошлись на аукционе, общая стоимость их продажи составила 327 млн долларов.

 

Мария Альтман с портретом своей тети "Портрет Адели Блох-Бауэр", Источник: Яндекс картинки

Мария Альтман с портретом своей тети "Портрет Адели Блох-Бауэр", Источник: Яндекс картинки

 

Мария Альтман умерла в 2011 году в возрасте 94 лет. После ее смерти был основан фонд семьи Марии Альтман.

Источник

Это интересно
+2

Модератор 07.02.2021
Пожаловаться Просмотров: 429  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены