Открытая группа
13710 участников
Администратор Микола-Админ



←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Почему на тренингах не вырабатывается навык. Научное обоснование

Введу вас (кто не знает) немного в цеховой язык психологов. Ест такое понятие – ЗУН (знания, умения, навыки). Я как бизнес-тренер, довольно часто использую этот термин в разговоре о тренингах.

 

 

 

 

 

Знания, Умения, Навыки (ЗУН)

Под знаниями в обучении понимают основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области.

 

Знания  – это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром.

 

Свойства знаний: структурируемостъ, интерпретируемость, связность, активность.

Структурируемость – наличие связей, характеризующих степень осмысления и выявленность основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области.

Интерпретируемость знаний (интерпретировать – значит истолковывать, объяснять) обусловливается содержанием, или семантикой, знаний и способами их использования.

Связность знаний – наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут быть связаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически, функционально.

Активность знаний – способность порождать новые знания и обусловливается побуждением человека быть познавательно активным.

Наряду со знаниями существует понятие данные. Хотя четкую грань между данными и знаниями можно провести не всегда, тем не менее, между ними есть принципиальные отличия.

Данные – это элемент знаний, т.е. изолированные факты, отношения которых с внешним миром и между собой в них самих не фиксированы.

  • хранятся (запоминаются);
  • воспроизводятся;
  • проверяются;
  • обновляются.

Различают знания декларативные – утверждения об объектах предметной области, их свойствах и отношениях между ними и процедурные – описывают правила преобразования объектов предметной области. Это могут быть рецепты, алгоритмы, методики, инструкции, стратегии принятия решений. Различие между ними состоит в том, что декларативные знания – это правила связи, а процедурные знания – это правила преобразования.

Знания:

  • хранятся (запоминаются);
  • воспроизводятся;
  • проверяются;
  • обновляются, в том числе переструктурируются;
  • преобразуются;
  • интерпретируются.

 

Умения

Под умением понимают освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.

Умения:

  • применяются;
  • преобразуются для обеспечения гибкости или приспособления к изменившимся условиям;
  • обобщаются;
  • пересматриваются.

 

 

Навыки

Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.

Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

 

Мой коллега Андрей Боцуляк написал статью

Почему на тренингах не вырабатывается навык. Научное обоснование

====================================================

Бытует мнение, что все бизнес – тренеры являются еще и психологами. То есть специалистами, которые обучают людей и знают больше чем простые смертные о том:

  • как лучше усваивается информация;
  • какие нужно использовать подходы  в обучении;
  • м ногое знают о структуре человеческой психики;
  • понимают, что нужно делать, чтобы обучение было максимально эффективным.

Почему же тогда, вместо использования открытий в области психологии и нейробиологии,  применение которых, может существенно повысить эффективность обучения, они продолжают применять средневековые подходы к обучению?

Это не праздный вопрос. Ведь деньги за обучение они берут очень существенные. А вот стоит ли их обучение этих денег?

Давайте разберемся. Сейчас наиболее распространенный тип оценки эффективности тренинга, это измерение удовлетворенности мероприятием участников. То есть сразу после тренинга участники дают свою субъективную оценку, фактически у них узнают, какой эмоциональный  импульс они получили: положительный или отрицательный. И так  – повсеместно. В лучшем случае только 5% заказчиков обучения оценивают что-то большее. В общем, сплошной каменный век и мракобесие. И сейчас вы поймете почему.

Для того чтобы подробней проанализировать  всю ситуацию на рынке тренингов, коучинга и консалтинга, давайте воспользуемся аналитическими выводами эксперта рынка тренингов  - Валерия Пожидаева.

Валерий опровергает сложившееся мнение о том, что помимо новых знаний, осмыслений и некоторой мотивации к применению, участники получают  еще и навык.  И все это за два дня стандартного тренинга, за одно воспроизведение упражнения. Как вы понимаете, стойкий навык так быстро не вырабатывается.

Почему физически невозможно выработать навык за одно, два, три  повторения упражнения?
Все слышали о том, что нужно сделать минимум 21 повторение. А почему именно столько?

Рассмотрим  причины на уровне структуры психики человека. И это очень интересно!

Нервная система и мозг человека состоят из нейронов (нервных клеток), соединенных между собой нервными волокнами. Нервные волокна способны передавать электрические импульсы между нейронами.

Все процессы передачи раздражений от нашей кожи, ушей и глаз к мозгу, процессы мышления и управления действиями – все это реализовано в живом организме как передача электрических импульсов между нейронами.

 

 

Вот собственно и вся мистика. Методом передачи импульсов между нейронами выполняются все наши действия, рефлексы, привычки, убеждения, реакции на раздражитель.

Если импульсы проходят через нейроны с повторной периодичностью, формируется нейронная сеть, то есть появляется рефлекторная реакция определенной последовательности активированных нейронов.

Вот так и вырабатывается навык. Именно поэтому для его выработки и необходимо многократное повторение действия. Чем больше повторений, тем крепче соединение.

А сейчас получается так, что рынок идет по пути наименьшего сопротивления, заказчики не знают, исполнители не хотят «напрягаться» пробивать завесу невежества, или же большинство все-таки не знает? Очень не хотелось бы в это верить.

Почему я начал статью с термина «Мракобесие» (враждебное отношение к просвещению, науке и прогрессу – википедия)? Еще в конце 19 века появились теории о нейронных связях. При этом люди себя ведут так, как будто бы все процессы головного мозга связанные с усвоением информации, это какая-то мистика.

Андрей Боцуляк.

Руководитель отделения маркетинга и продаж

компании “Компас Пожидаева”



============================

Немного от себя.

Есть у меня статья о темпераменте (что это мол такое?)

Вот часть из нее:

....

И это навсегда?!.. или немного нейробиологии Темперамент человека - качество биологическое, врожденное… Как-то хочется понять - почему? Поэтому немного окунемся в нейробиологию.
Отдельные нервные клетки, или нейроны, выполняют свои функции не как изолированные единицы, подобно клеткам печени или почек. Работа 50 миллиардов (или около того) нейронов нашего мозга состоит в том, что они получают сигналы от каких-то других нервных клеток и передают их третьим.
Передающие и принимающие клетки объединены в нервные цепи или сети. Действительные места соединения - специфические точки на поверхности нервных клеток, где происходит их контакт, - называются синапсами (synapsis; греч. "соприкосновение", "соединение"), а сам процесс передачи информации в этих местах - синоптической передачей.


Описание типов темперамента. Синапс, аксон, сенсорный нейрон      Описание типов темперамента. Синапс, аксон, сенсорный нейрон

 

Описание типов темперамента. Синапс, аксон, сенсорный нейрон

В отличие от большинства других клеток тела зрелые нейроны не могут делиться, и генетически обусловленные продукты любого нейрона должны обеспечивать сохранение и изменение его функций на протяжении всей его жизни.
Способность нервной системы и мышц генерировать электрические потенциалы известна давно - со времен работ Гальвани в конце XVIII столетия.

Описание типов темперамента. Синапс, аксон, сенсорный нейрон
Описание типов темперамента. Синапс, аксон, сенсорный нейрон

Не будем углубляться в механизм передачи сигналов. Если сказать очень просто, то передача сигнала происходит так:

  • электрический сигнал по аксону доходит в место соединения - синапс;
  • в синоптическом пузырьке происходит химическая реакция, благодаря ей сигнал передается дальше;
  • химическая реакция опять преобразуется в электрический сигнал…
  • Описание типов темперамента. Синапс, аксон

    Описание типов темперамента. Синапс, аксон
    Описание типов темперамента. Синапс, аксон

    Обратите внимание, что существует 2 вида синапсов: возбуждающий и тормозящий (вспомните учение И.П.Павлова).

    Описание типов темперамента. Возбуждающий/тормозящий синапс. Возбуждающий/тормозящий аксон
    Описание типов темперамента. Возбуждающий/тормозящий синапс. Возбуждающий/тормозящий аксон

    Теперь понятно, что сила возбуждения/торможения нервных процессов, их уравновешенность, подвижность (то есть тип темперамента) зависят от того, как генетически заложено у человека. И что это дается человеку на всю жизнь.

    Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

    Это интересно
    +10

    + 16.08.2012 , обновлено  16.08.2012
    Пожаловаться Просмотров: 8692  
    ←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


    Комментарии 15

    Для того чтобы писать комментарии, необходимо

    как все слождно у меня внутри-то

    а я то думал, чего эт я тренинги не люблю, думал из-за того что на всех тренингах про пирамиду Маслоу задвигают

    16.08.2012

      Скорость реакции организма на воздействия связана с типом метаболизма. А почему от некоторых тренингов пользы нет - не знает никто! А вот причиной может быть цель тренира - научить или чтобы научились?!

    Скорость и прочие аксоны я добавил для расширения понимание как там у нас внутри "бегает"

    16.08.2012

    Только метаболизм врожден, остальное - воспитанное.

    Я использую такую иллюстрацию понятий ЗУН.

    Вы знаете, как правильно есть с помощью ножа и вилки? - это знание

    Вы умеете это делать, если это потребуется, например, на официальном обеде? - это умение

    Вы пользуетесь ножом и вилкой постоянно, даже когда едите дома в одиночестве, потому что вам так просто удобнее? - это уже навык

     

    Навык - это действие, отработанное до автоматизма, для это нужно, во-первых, время, во-вторых мотивации.

    На тренинге можно получить знания, в лучшем случае освоить некоторые умения. Станут ли они в последствии навыками - вопрос спорный.

    Отличный пример-образ! Спасибо

    16.08.2012

    "...сила возбуждения/торможения нервных процессов, их уравновешенность, подвижность (то есть тип темперамента) зависят от того, как генетически заложено у человека. И что это дается человеку на всю жизнь."

    И что тип темперамента невозможно изменить?Frown

    Как это все интересно, хотя многого и не понятно.....Undecided

    Считается, что темперамент процентов на 20 можно изменить - социализация, работа над собой, внешние факторы, окружающие, уроки из жизни, коррекция своего поведения.. Но основное остается не меняясь. Хотя в жизни всякое может случаться.

    Из спринтера стайера сложно сделать.

    16.08.2012

    ну слава Богу, надежда все-таки есть - для того, кто хотел бы сотворить из себя что-нибудь иное...Smile

    Конечно. Кроме того, вы можете просто корректировать свое видимое поведение, оставаясь так же темпераментным.

    Например будучи руководителем я в молодости «махал шашкой».. но жизнь научила быть более корректным и толерантным – если хочешь получать результаты в командной работе.

    То же самое в Интернете. Могу сначала эмоционально взорваться, но перед написанием успокаиваюсь и пишу корректно и сдержанно.

    А по темпераменту как был я между холериком и сангвиником (холерический сангвиник или санвинистический холерик…), так и остался.

    Другое дело, что выплеск все равно потом должен быть! Иначе можно сгореть. Так например на производстве, будучи начальником отдела кадров и HR – специально в закрытом помещении повесил грушу для управленцев (по примеру практичных японцев)

     

    И все же справедливости ради добавлю. Учение о темпераментах справедливо критикуют. В то же время тест Айзенка на определение темперамента продолжает оставаться самым популярным у меня.

     

    Давайте просто жить!

    16.08.2012

    Давайте!Laughing

    Извините, что не совсем в тему.

    Можно ли узнать из каких учебников взяты иллюстрации с комментариями. Мне особенно понравилась эта часть статьи. Хочу углубить свои знания в данном вопросе. Спасибо

     

    А про тренинги могу сказать, что они только дают направляющую и дальше человек сам решает развивать ему данное умение или нет. Так что ничего плохого в том, чтоб ходить на тренинги за деньги не вижу. Не каждый может самостоятельно себя организовать на приобретение новых нужных знаний, бывает что необходим наставник.

    Пройдите по полной ссылке на темпераменты, там в конце сылки на литературу

     

    Используемая литература

    Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев: "Наукова Думка", 1989. С. 8-11. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Перевод С.Меленевской и Д.Викторовой
    L.Hjelle, D.Ziegler. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications 3th ed.: McGrow-Hill, 1992; СПб.: Питер Пресс, 1997 Терминологическая правка В.Данченко, К.: PSYLIB, 2006
    Ссылка на книгу: http://psylib.org.ua/books/hjelz01/index.htm Дмитрий Иванов. Если кто-то сел на Вашу шляпу... Теории личности (неполный обзор)
    Ссылка на статью: http://www.colloquium.ru/articles/tipologia/tipologia.shtml Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер. Мозг, разум и поведение. Издательство "Мир" 1988 год. перевод с английского канд. биол. наук Е.З. Годиной
    Ссылка на книгу: Мозг, разум и поведение (3.6 Mbt)

    18.08.2012

    Спасибо!

    Комментарий с facebook от Дмитро Снисарь

    Лично я за использования достижений психологии и психофизиологии на тренингах, но в статье есть несколько весьма скользких моментов.

    *** Во-первых мы берем за основу что навык появляется путем повторений. Это немного не так, еще в 50-60ых годах было обнаружено явление резкого, скачкообразного изменения хода кривой научения, соответствовавшего нахождению решения задачи с последующим успешным повторением найденного решения. В последствии подобное решение было названо инсайтом.

    *** Во-вторых абсолютно не обращаем внимание на инструктивно-селекционные теории (например Экклса и Поппера), то есть не учитываем влияние мотивации, готовности к принятию знаний, и наличия других навыков. Предположим, если грамотно переориентировать уже имеющуюся стратегию решения проблемы (например решения конфликта с сыном) на схожую (конфликт с сотрудниками) или даже не схожую (преодоление сдерживающих установок) то можно дать новую модель поведения уже подкрепленную, причем за минимальное время (очень внимательно к подобным формам работы относилась НЛП)

    *** В-третьих на тренинге происходит оперантное обуславливание поведения участника, и если новый навык закрепляется хоть чуть-чуть то он может реализововатся в дальнейшей жизни (а в случае дополнительного подкрепления в жизни произойдет его закрепление).

    Можно еще вспомнить техники психосинтеза и гештальта позволяющие получать устойчивые образцы поведения за счет работы с субличностями (которые на тренинге часто можно персонифицировать и договориться). Можно вспомнить еще накопление знаний и т.д. То есть сложно свести всю многогранность процесса обучения до собственно "вколачивания" навыка.